1.3. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Укрепление финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации, создание механизмов ускоренного экономического развития, обеспечение сбалансированности региональных бюджетов остаются приоритетом бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений.

В целях снижения региональной дифференциации и повышения бюджетной обеспеченности:

- обеспечена обязательная индексация объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности не ниже прогнозного уровня инфляции (в 2023 - 2024 годах индексация осуществлена опережающими темпами на 8,5% и 25,9% соответственно);

- усовершенствован выравнивающий механизм оказания финансовой помощи регионам (предоставление компенсации при превышении критерия выравнивания; актуализация подходов к ИБР; включение в механизм выравнивания новых регионов);

- увеличены в 2024 году дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда на 8,1% до 108,1 млрд рублей (в т.ч. предоставлены дотации новым регионам);

- усовершенствован контроль за условиями предоставления, в том числе эффективным использованием, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности;

- сохранен источник дополнительной финансовой поддержки регионов - продлена до 2030 года централизация в федеральном бюджете 1 п.п. ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональные бюджеты;

- выделены средства на реализацию программ развития приоритетных территорий, а также индивидуальных программ социально-экономического развития для 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития и трех программ социально-экономического развития регионов, утвержденных на основании отдельных решений Правительства России;

- продлены особенности исполнения региональных и местных бюджетов на 2024 год (возможность превышения размера дефицита и долга; дополнительные основания для изменения росписи; возможность по финансированию "несобственных" полномочий).

В целях стимулирования инвестиционной активности и роста налогового потенциала:

- продолжена реализация стратегической инициативы "Инфраструктурное меню", позволяющая направить в регионы преимущественно возвратные средства на реализацию экономически-эффективных и социально значимых задач (в 2023 году бюджетные кредиты на инфраструктурные проекты перечислены в размере 250 млрд рублей 71 региону);

- дополнительно предоставлены в 2023 году бюджетам субъектов РФ специальные казначейские кредиты в общем объеме 190 млрд рублей 79 регионам в целях реализации инфраструктурных мероприятий;

- предоставлены в 2023 году бюджетные кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств субъектов РФ для достижения национальных целей развития, целей, показателей и результатов национальных проектов и государственных программ Российской Федерации в объеме 142,3 млрд рублей 75 регионам;

- сформированы дополнительные условия для роста налогового (экономического) потенциала муниципальных образований (из расчета уровня дотационности муниципальных образований исключены поощрительные (стимулирующие) дотации).

В целях обеспечения финансовой стабильности и долговой устойчивости регионов:

- приняты меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации (со всеми регионами, получающими дотации на выравнивание, заключены соответствующие соглашения);

- реализовывается механизм направления в 2021 - 2024 годах средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов (671,4 млрд рублей), ранее предоставленных регионам из федерального бюджета, на объекты инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов,

- расширен механизм списания задолженности на бюджетные кредиты, предоставленные субъектам РФ в 2021 - 2022 гг. для погашения рыночных заимствований (в 2023 г. списана задолженность у 19 регионов в объеме 10,9 млрд рублей);

- в "Электронном бюджете" реализован функционал по формированию паспортов инфраструктурных проектов в целях осуществления мониторинга достижения субъектами показателей инфраструктурных проектов, а также эффективности использования бюджетных средств (в 2023 году сформировано 338 паспортов инфраструктурных проектов).

В течение 2023 - 2024 гг. в рамках интеграции новых регионов:

- установлены дополнительные особенности составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов новых регионов;

- установлены особенности предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, имеющих целевое назначение (в целях создания условий для возможности распространения мер поддержки, действующих в других регионах, на новые регионы);

- осуществлялась непрерывная методологическая поддержка по составлению и исполнению бюджетов регионов в 2023 году, а также при определении подходов к формированию проектов бюджетов на 2024 год (разработано более 30 основных модельных региональных и муниципальных актов, даны более 200 заключений и рекомендаций на проекты актов, регулирующие вопросы финансового обеспечения мероприятий и бюджетного процесса).

Оказываемая из федерального бюджета поддержка позволила в 2023 году обеспечить устойчивое исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Объем "собственных" доходов вырос на 16,1%, при этом положительная динамика налоговых и неналоговых доходов обеспечена в 78 регионах. В условиях разнонаправленной динамики, в первую очередь, по сырьевым регионам особую значимость приобретают остатки средств бюджетов, объем которых на начало 2023 г. составил 2,6 трлн рублей. Данный резерв сохраняется в текущих условиях и составляет 3,3 трлн рублей на второе полугодие 2024 г., или 19% от "собственных" доходов регионов. Это создает предпосылки для проведения сбалансированной долговой политики, сохранения безопасного уровня долговой нагрузки.

Повышению финансовой устойчивости региональных бюджетов способствует изменение структуры государственного долга субъектов РФ - благодаря использованному механизму замещения рыночного долга бюджетными кредитами, рыночные заимствования снизились с 22% (по итогам 2015 года) до 4% по отношению к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2023 года.

00000004.png