Результаты анализа эффективности ИНЛ

Результаты анализа эффективности ИНЛ представлены за 7-летний период с 2017 по 2023 год, либо за меньшее количество лет, в случае если начало действия льготы или режима приходится на период после 2017 года. В периметр анализа эффективности вошли налогоплательщики согласно актуальным перечням резидентов преференциальных налоговых режимов, либо которые хоть раз за период анализа воспользовались анализируемой ИНЛ. В случае, если количество пользователей ИНЛ составляет менее 3 налогоплательщиков, то результаты анализа эффективности ИНЛ не публикуются.

Исходные данные для определения финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков, а также величины выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с предоставлением ИНЛ в АС "Эффективность льгот" формируются на базе информации из подсистем АИС "Налог-3" ФНС России в части бухгалтерской отчетности по российским стандартам бухгалтерского учета и налоговых деклараций по соответствующим налогам и сборам. Расчет величины выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется с учетом текущих правил заполнения налоговых деклараций, а также сумм неналоговых мер поддержки, предоставленных ФТС России и Федеральным казначейством.

Результаты проведенного в 2024 году анализа показали, что ключевые выводы по преференциальным налоговым режимам не претерпели существенных изменений по сравнению с результатами анализа 2023 года - 12 режимов требуют "донастройки". При этом по ряду режимов (Арктическая зона Российской Федерации, свободная экономическая зона в Республике Крым и г. Севастополь, особые экономические зоны, территории опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе, региональные инвестиционные проекты для участников вне Дальневосточного федерального округа) отмечается снижение доли выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму.

По результатам проведенного анализа Минфином России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона по внесению следующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих совершенствование налогового регулирования преференциальных налоговых режимов для новых резидентов и являющихся условиями для возможности применения налоговых льгот:

- введение ограничения суммы налоговых льгот суммой фактически осуществленных расходов на капитальные вложения и (или) НИОКР;

- своевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в ФНС России;

- выполнение резидентами (участниками) преференциальных налоговых режимов "контролируемых показателей", установленных соглашением об осуществлении деятельности либо договором об условиях деятельности.

В настоящее время Минфином России продолжается работа с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, комиссией Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Экономика и финансы" и бизнес-сообществом с целью принятия указанного проекта федерального закона до конца 2024 года.

Дополнительно отметим, что:

- В нормативно-правовом поле присутствует достаточное количество отдельных инвестиционных налоговых льгот и преференциальных налоговых режимов, целеполагание введения которых дублируется. Это в том числе может приводить к снижению результативности предоставляемых государством мер поддержки и усложнению их администрирования.

- Отсутствует методика определения приоритетных отраслей экономики (например, не представленных в конкретном регионе) для целей привлечения новых резидентов в преференциальные налоговые режимы и диверсификации структуры видов деятельности.

- У ряда налогоплательщиков заявленный основной ОКВЭД не соответствует изначальным целям введения отдельных инвестиционных налоговых льгот или преференциального налогового режима. Например, большинство режимов нацелено на рост обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, но в качестве резидентов присутствуют налогоплательщики, осуществляющие деятельность по аренде, складированию или по добыче полезных ископаемых.

- В отдельных ИНЛ у налогоплательщиков отсутствуют закрепленные обязательства (например, в части обеспечения дополнительных объемов добычи полезных ископаемых).

Также по результатам проведенного анализа НДД сформированы выводы о целесообразности обсуждения корректировки параметров 1, 2, 3 в части "выработанных" участков недр и 4 групп, поскольку доля "красных" участков недр (то есть по указанным участкам недр в условиях общей системы налогообложения генерировался бы свободный денежный поток выше среднеотраслевого уровня) и "желтых" участков недр (то есть по указанным участкам недр в условиях НДД генерируется свободный денежный поток выше среднеотраслевого уровня, однако в условиях общей системы налогообложения свободный денежный поток ниже или сопоставим со среднеотраслевым уровнем) в указанных группах оценивается в диапазоне от 81% до 92%.