Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В 2025 - 2027 годах решение задач по развитию Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) направлено на обеспечение сбалансированности и устойчивости системы, дальнейшее укрепление ее финансовой стабильности, создание условий для реализации переданных полномочий субъектам Российской Федерации по организации обязательного медицинского страхования (ОМС) с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, развития высокотехнологической медицинской помощи, повышения эффективности бюджетных расходов.

Увеличение доходов ФОМС будет осуществляться за счет поступающих сумм страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения, налоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Дополнительным источником увеличения поступлений является вовлечение в экономику самозанятых граждан.

На период 2025 - 2027 годов поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения исчислены:

- по основной категории плательщиков: в пределах установленной единой предельной величины базы по тарифу 5,49%, свыше установленной единой предельной величины базы - 2,7633%;

- все льготные категории плательщиков страховых взносов, имеющих право применять пониженные тарифы по ним, объединены в три группы (0%, 7,6%, 15%);

- в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, исходя из норматива отчисления в ФОМС - 19,8922%.

Для плательщиков, производящих выплаты в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения определен по тарифу 5,1%.

В доходах бюджета ФОМС учтены поступления страховых взносов на ОМС работающего населения, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, осуществляющими свою деятельность в новых регионах Российской Федерации.

Основной статьей расходов бюджета ФОМС является субвенция, которая предоставляется бюджетам территориальных фондов ОМС в целях финансового обеспечения базовой программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете ФОМС планируется выделение целевых средств с учетом увеличения на темп роста заработной платы и индекс потребительских цен по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. Кроме того, в 2025 - 2027 гг. предусмотрены целевые средства на финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, которые окажут влияние на повышение доступности медицинской помощи больным со сложными и тяжелыми случаями заболеваний, независимо от места их проживания. Объемы финансового обеспечения определены с учетом включения новых методов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов.

В рамках демографической политики в 2025 - 2027 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета ФОМС бюджету СФР на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни.

В бюджете ФОМС также предусмотрены зарезервированные средства, которые будут использованы по следующим направлениям:

- софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадрового дефицита;

- выплаты стимулирующего характера за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических осмотров населения;

- финансовое обеспечение расходов по оказанию медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, проживающим на новых территориях Российской Федерации, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

- финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации.

Таблица 4.3.2. Основные характеристики бюджета ФОМС в 2019 - 2027 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2023

2024 <*>

2025

2026

2027

Доходы

2 124,0

3 290,7

3 852,3

4 339,3

4 777,5

5 161,7

Страховые взносы на ОМС работающего населения

2 043,0

1 923,2

2 276,6

2 571,3

2 845,5

3 091,6

Трансферты из ФБ

79,0

428,9

486,6

537,4

571,3

596,2

в т.ч. на выпадающие доходы

9,0

149,4

198,2

239,0

264,1

280,4

Расходы

2 186,7

3 185,9

3 887,6

4 475,9

4 832,9

5 162,5

Дефицит/профицит

-62,7

104,8

-35,3

-136,6

-55,4

-0,8

--------------------------------

<*> Оценка.