Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 4 лет снижаются. Так, налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации в 2023 году составила 30,69% к ВВП, снизившись по сравнению с 2022 годом на 0,3 п.п.
Такое снижение налоговой нагрузки на экономику было обусловлено необходимостью принятия мер государственной поддержки в целях снижения негативных последствий в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также введения недружественными государствами санкций в отношении российской экономики.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2017 - 2023 гг.
прочие налоги и сборы <*> |
|||||||
--------------------------------
<*> Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Вместе с тем уровень нагрузки по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и налогу на доходы физических лиц увеличился суммарно на 1,2 п.п. Данная динамика позволяет сделать вывод о нормализации товарооборота, адаптации бизнеса к новым условиям и бизнес-партнерам, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, оказываемое на экономику Российской Федерации.
Увеличение нагрузки по страховым взносам произошло по причине уплаты ранее отсроченных платежей, а также создания универсальной системы исчисления страховых взносов, включающей унификацию объекта обложения страховыми взносами, введение единой предельной величины базы и единого тарифа страховых взносов на все виды обязательного социального страхования.
Основное снижение произошло по налогам и сборам на углеводородные ископаемые - по налогу на добычу полезных ископаемых с 7,07% до 5,74% и таможенным пошлинам с 1,62% до 0,54%. Такие изменения обусловлены также действиями недружественных стран, снижением общемировых цен на углеводороды на сырьевых рынках, введением потолка цен.
Более подробный анализ нефтегазовых доходов представлен в Таблице 2.
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2017 - 2023 гг.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему, как правило не превышал 1% к ВВП. В 2023 году эта тенденция сохранилась и совокупный уровень указанных доходов составил 0,78% к ВВП.
Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 31,47% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2017 - 2023 гг.
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2017 - 2022 гг.
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2024
Кроме того, уровень налоговой нагрузки без учета нефтегазовых доходов от организаций, осуществляющих деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа и предоставления услуг в этих областях, составил 20,79% к ВВП в 2022 году, что также на 13,25 п.п. ниже среднего значения по ОЭСР. Корректность такого сопоставления обеспечивается двойственным характером платежей от нефтегазового сектора - с одной стороны, НДПИ и вывозные пошлины на нефть имеют явно выраженный фискальный характер, с другой стороны, они могут рассматриваться как форма платежей недропользователя их собственнику - государству.
В таблице 5 приведен анализ уровня налоговой нагрузки по видам налоговых доходов на экономику стран ОЭСР и России в 2022 году.
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2022 году (оценка)
Остальные налоговые платежи и сборы <*> |
||||||||
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965 - 2024 |
--------------------------------
<*> Таможенные платежи, налоги на экспорт, налоги на инвестиционные товары, налоги за использование природных ресурсов (НДПИ) и т.д.
Так, самый высокий уровень нагрузки по налогу на индивидуальные доходы (НДФЛ) в 2022 году был в Дании - 23,74% к ВВП, в Швеции, Исландии, Новой Зеландии, Канаде, Финляндии, США и Австрии показатель колеблется от 16,46% до 12,29% к ВВП. При этом в России данный показатель составил - 3,69% к ВВП (31 место из 36 представленных стран). При этом по налогу на корпоративные доходы (прибыль организаций) у 31 представленной страны, включая Россию, диапазон уровня нагрузки составил от 2,3% до 5,6% к ВВП. Самый высокий показатель у Норвегии - 18,79% к ВВП.
Касаемо страховых (социальных) взносов в таких странах как Словения, Чехия, Франция, Австрия, Германия диапазон уровня нагрузки составил от 16,02% до 14,62% к ВВП соответственно. В России данный показатель составил - 5,53% к ВВП (26 место из 36 представленных стран).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей