1. В предстоящий период будет рассмотрен вопрос необходимости специального регулирования учета для целей налогообложения налогом на прибыль организаций изменения стоимости облигаций федерального займа (ОФЗ) с индексируемым номиналом, в том числе в случае, когда на дату реализации этой ценной бумаги отрицательная разница от изменения стоимости превышает процентный доход по такой ценной бумаге.
Порядок признания процентов по ОФЗ с индексируемым номиналом (ОФЗин) (к которым относится и увеличение номинальной стоимости ОФЗин) в конце каждого месяца влечет следующие негативные последствия.
Если в результате дефляции уменьшение номинальной стоимости ОФЗин составляет большую величину, чем начисленная в соответствующем месяце сумма процентного дохода по ним, то отрицательный показатель не может учитываться в составе расходов текущего месяца отчетного (налогового) периода, а уменьшает только процентный доход, начисленный в последующем.
В этой связи, если на дату реализации (выбытия) ОФЗин отрицательная разница не полностью учтена при расчете налоговой базы, то в рамках действующих норм Налогового кодекса Российской Федерации, нет положений, регулирующих возможность учета такого убытка.
Следовательно, необходимо предусмотреть соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, позволяющие учитывать этот убыток. Однако для этого следует оценить вариант этих правок, реализующих данное положение. Либо предусмотреть возможность уменьшать налоговую базу, сформированную от начисленных процентов по ОФЗин, облагаемую по ставке 15%, на подобную отрицательную величину (что потребует перерасчетов этой базы за истекшие отчетные (налоговые) периоды), либо следует ввести специальный порядок учета изменяемого номинала ОФЗин.
2. Также предлагается оценить необходимость расширения перечня сомнительных долгов за счет задолженности, возникшей на основании решения суда, вступившего в законную силу.
Зачастую на решение об обращении в суд о взыскании с контрагента упущенной выгоды (компенсации) влияет оценка налоговых последствий положительных решений судов. Так подобная компенсация при положительном решении суда должна отражаться в составе налогооблагаемых доходов при не безусловном получении подобных средств. Таким образом, это является препятствием для организаций обращаться за судебной защитой своих прав. Предлагается дать возможность учитывать дебиторскую задолженность, возникшую на основании решений судов, в составе сомнительных долгов. При этом общее ограничение по формированию резерва сомнительных долгов в размере 10% от выручки следует оставить.
3. При формировании бюджета за счет налоговых доходов от уплаты налога на прибыль организаций планируется оценить эффект, полученный в результате отказа с 1 января 2023 года от института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).
С 1 января 2023 года прекращено использование института КГН для целей налогообложения прибыли организаций.
В целях оценки эффекта от прекращения использования института КГН произведен анализ поступлений в бюджет от уплаты налога на прибыль организаций и изучена динамика таких поступлений, полученных от налогоплательщиков, переставших с 1 января 2023 года являться участниками КГН. Анализ показал, что объем поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации от уплаты указанными налогоплательщиками налога на прибыль организаций в 2023 году (по сравнению с 2022 годом, когда такие налогоплательщики являлись участниками КГН) увеличился на 277 млрд рублей, при этом увеличение объема соответствующих поступлений в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составило 135 млрд рублей и 142 млрд рублей соответственно.
Увеличению поступлений в бюджет от уплаты вышеуказанными налогоплательщиками налога на прибыль организаций наряду с отказом от использования института КГН также способствовали рост средней цены на нефть, наблюдавшийся в конце 2023 года, положительная динамика курса доллара США и увеличение внереализационных доходов в связи с изменением законодательства о налогах и сборах в части признания курсовых разниц от переоценки обязательств, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей