4.4. БЮДЖЕТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Динамика основных параметров бюджетной системы в 2025 - 2027 гг. характеризуется увеличением доходов в номинальном выражении с 78,2 трлн рублей в 2025 г. до 87,4 трлн рублей в 2027 г. Вместе с тем, на фоне роста ВВП и снижения нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2025 - 2027 гг. наблюдается сокращение доходов бюджетов бюджетной системы с 36,4% ВВП в 2025 г. до 35,2% ВВП в 2027 г.

Объем расходов по отношению к ВВП составляет 37,2% ВВП в 2025 г., 36,8% в 2026 г. и 36,2% в 2027 г. В 2025 - 2027 гг. ожидается дефицит в размере 0,9% ВВП в 2025 г., 0,9% ВВП - в 2026 г. и 1,0% ВВП - в 2027 г.

Таблица 4.4.1. Основные параметры бюджетов бюджетной системы в 2019 - 2027 гг. <*>

--------------------------------

<*> без учета накопительной составляющей пенсионной системы;

млрд рублей

Показатель

2019

2023

2024 <**>

2025

2026

2027

Доходы, всего

39 431

59 034

68 877

78 178

82 966

87 394

%% ВВП

36,0

34,3

35,2

36,4

36,0

35,2

Федеральный бюджет

20 189

29 124

36 111

40 296

41 841

43 154

без учета МБТ

20 140

29 049

35 325

40 288

41 837

43 153

Консолидированные бюджеты субъектов

13 572

22 325

23 690

25 344

26 938

28 562

без учета МБТ

11 119

18 294

20 094

22 082

23 648

25 257

Государственные внебюджетные фонды

11 615

16 503

19 475

20 894

23 305

24 831

без учета МБТ

8 172

11 691

13 459

15 807

17 481

18 984

ПФР/ФСС <***>

9 491

13 213

15 622

16 555

18 527

19 670

без учета МБТ

6 127

8 829

10 093

12 005

13 275

14 419

ФОМС

2 124

3 291

3 852

4 339

4 777

5 162

без учета МБТ

2 045

2 862

3 366

3 802

4 206

4 566

Расходы, всего

37 326

62 966

72 864

79 920

84 928

89 833

%% ВВП

34,1

36,6

37,2

37,2

36,8

36,2

Федеральный бюджет

18 215

32 354

39 407

41 470

44 022

45 916

без учета МБТ

12 402

23 975

30 271

33 649

35 471

37 357

Консолидированные бюджеты субъектов

13 568

22 525

23 792

25 397

26 978

28 574

без учета МБТ

13 457

22 080

23 481

25 039

26 590

28 159

Государственные внебюджетные фонды

11 489

17 006

20 063

21 410

23 045

24 496

без учета МБТ

11 468

16 911

19 111

21 231

22 866

24 317

ПФР/ФСС <***>

9 301

13 819

15 551

16 934

18 213

19 334

ФОМС

2 187

3 186

3 888

4 476

4 833

5 163

без учета МБТ

2 167

3 092

3 560

4 297

4 654

4 983

Дефицит, всего

2 105

-3 932

-3 987

-1 742

-1 962

-2 439

%% ВВП

1,9

-2,3

-2,0

-0,8

-0,9

-1,0

--------------------------------

<**> оценка;

<***> до 2023 г. аналитическое объединение параметров ПФР и ФСС

В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам классификации расходов в 2025 - 2027 гг. основную долю продолжат занимать расходы на социальную политику (порядка 10,7% ВВП в среднем за 2025 - 2027 гг.). Расходы на человеческий капитал (образование, здравоохранение) в течение планового периода ожидаются на уровне 6,7% ВВП.

Таблица 4.4.2. Структура расходов бюджетов бюджетной системы в 2025 - 2027 гг. <*>

--------------------------------

<*> без учета накопительной составляющей пенсионной системы

млрд рублей

Показатель

2025

2026

2027

%ВВП

%ВВП

%ВВП

Всего

79 920

37,2

84 928

36,8

89 833

36,2

из них:

Общегосударственные вопросы

4 289

2,0

4 932

2,1

4 908

2,0

Национальная оборона

13 602

6,3

12 914

5,6

13 189

5,3

Нацбезопасность и правоохрана

3 822

1,8

3 946

1,7

4 143

1,7

Национальная экономика

9 590

4,5

10 362

4,5

10 798

4,3

ЖКХ

4 508

2,1

4 277

1,9

4 223

1,7

Охрана окружающей среды

1 008

0,5

1 377

0,6

1 637

0,7

Образование

7 027

3,3

7 536

3,3

7 982

3,2

Культура, кинематография

1 119

0,5

1 237

0,5

1 302

0,5

Здравоохранение

7 605

3,5

8 041

3,5

8 515

3,4

Социальная политика

23 231

10,8

24 831

10,8

26 291

10,6

Физкультура и спорт

618

0,3

650

0,3

677

0,3

СМИ

206

0,1

166

0,1

166

0,1

Обслуживание госдолга

3 255

1,5

3 549

1,5

3 667

1,5

Условно утвержденные расходы

-

1 101

0,5

2 296

0,9

Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, обеспечивающих финансовую и ценовую стабильность, повышение потенциала развития экономики и достижение национальных целей развития.

Формирование основных параметров федерального бюджета в соответствии с "бюджетным правилом" позволит сдержать инфляционные процессы на краткосрочном горизонте и укрепит финансовый суверенитет и устойчивость экономики в средне-/долгосрочной перспективе.

В структуре налоговой системы будут реализовываться изменения ориентированные на повышение ее справедливости и эффективности. В структуре расходов запланирована стратегическая концентрация финансовых ресурсов на новых национальных проектах, которые включают в себя как меры по реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию, так и дополнительные мероприятия, направленные на достижение целевых показателей и задач, обозначенных в Указах Президента Российской Федерации.

Такой подход к бюджетной политике будет содействовать структурной трансформации экономики, ее сбалансированному и устойчивому развитию, обеспечивающему последовательное повышение качества жизни граждан. Это должно стать надежной основой достижения новых национальных целей развития страны.

Развитие института госпрограмм и проектных принципов управления, совершенствование системы государственных закупок, развитие единой системы учета, контроля и оценки налоговых расходов, а также внедрение современных технологий планирования и исполнения бюджета будут ключевыми мерами операционной эффективности для повышения вклада мер государственной поддержки в достижение национальных целей развития.