IV. Организация работы образовательных организаций, имеющих в своем составе несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей, слабо владеющих или не владеющих русским языком

IV. Организация работы образовательных организаций, имеющих

в своем составе несовершеннолетних иностранных граждан

и детей с миграционной историей, слабо владеющих

или не владеющих русским языком

Организация работы образовательных организаций по вопросам социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан направлена на обеспечение основных образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.

В связи с этим предлагаются к рассмотрению принципы организации образовательного процесса, зависящие от кадрового обеспечения образовательной организации и соотношения обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и граждан Российской Федерации.

Для принятия дополнительных мер по обеспечению процесса социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей на уровне субъекта Российской Федерации целесообразно организовать на системной основе проведение мониторинга о наполняемости образовательных организаций обучающимися, имеющими иностранное гражданство (в том числе, имеющими два гражданства и более), несовершеннолетними лицами без гражданства, несовершеннолетними, имеющими миграционную историю и учета численности обучающихся, слабо владеющих или не владеющих русским языком.

В соответствии с понятийным аппаратом Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" <4>, социальная и культурная адаптация иностранных граждан - это комплекс мер, направленных на оказание законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданам содействия в:

--------------------------------

<4> Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ". Утв. приказом ФАДН от 17.11.2020 г. N 142. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-fadn-rossii-ot-17112020-n-142-ob-utverzhdenii/(дата обращения: 26 сентября 2022 г.).

1) улучшении навыков владения русским языком;

2) изучении истории, особенностей культуры и основ законодательства Российской Федерации;

3) усвоении принятых в российском обществе правил и норм поведения;

4) взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

5) получении доступа к государственным услугам.

Основными составляющими этого процесса являются языковая, культурная, социальная и психологическая адаптация <5>. Эффективность адаптации несовершеннолетних иностранных граждан к новым условиям в незнакомой им среде является одной из главных задач для создания условий в образовательной организации в обеспечении основных образовательных потребностей данной категории обучающихся.

--------------------------------

<5> Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов в российское общество (историко-этнографическое исследование на материалах системы образования). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. 5.6.4. Этнология, антропология и этнография. М.: 2022.

Формирование единой системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей, в том числе определения уровня владения русским языком, достаточным для освоения образовательной программы, является основой для принятия управленческих решений по разработке вариантов организации работы образовательных организаций.

За субъектами Российской Федерации остается право выбора формы организации работы (урочная, внеурочная деятельность, дополнительное образование) на уровне общеобразовательных организаций с несовершеннолетними иностранными гражданами и детьми с миграционной историей, не владеющих или слабо владеющих русским языком, так и место их реализации (общеобразовательные организации и (или) организации дополнительного образования детей).

Учитывая опыт регионов, можно констатировать, что социокультурная, языковая и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей, слабо владеющих или не владеющих русским языком, проходит, как правило, в течение одного года с момента поступления в образовательную организацию. В зависимости от степени овладения русским языком, достаточным для освоения образовательной программы, можно реализовывать одну из предложенных форм организации работы образовательных организаций по языковой, социокультурной адаптации и психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.

Для обеспечения реализации языковой, психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной организации должны быть приняты дополнительные меры управленческого характера:

обеспечение деятельности психолого-педагогического консилиума и реализации его решений;

организация системной работы образовательной организации по включению проблематики поликультурного образования языковой, психологической, культурной, социальной адаптации в программу и стратегию развития образовательной организации;

повышение квалификации педагогических работников в вопросах языковой, психологической и социокультурной адаптации детей иностранных граждан;

обеспечение учебно-методической литературой;

наличие диагностического инструментария по выявлению основных образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан;

разработка программы сопровождения несовершеннолетних иностранных граждан по языковой, предметной, психологической, социальной и культурной адаптации.

Организация образовательной деятельности с обучающимися несовершеннолетними иностранными гражданами по языковой, психологической и социокультурной адаптации строится на принципах регулярной диагностики образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных гражданин для выстраивания индивидуального образовательного маршрута.

Диагностика образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан проводится совместно психолого-педагогическим консилиумом и учителями-предметниками, по результатам которой даются рекомендации и формируется индивидуальный образовательный маршрут по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.

Заседание психолого-педагогического консилиума проводится на регулярной основе для анализа эффективности текущей работы и внесения необходимых корректировок в работу с несовершеннолетними иностранными гражданами, в том числе в работу по социальной и культурной адаптации.

По истечении, как правило, одного года с момента поступления несовершеннолетнего иностранного обучающегося в образовательную организацию необходима организация итогового консилиума, в рамках которого должен быть проведен анализ работы и произведена оценка ее эффективности.

Организация работы с несовершеннолетними иностранными гражданами и детьми с миграционной историей с выраженными основными образовательными потребностями может проходить в индивидуальной и (или) коллективной форме.

Внеурочная деятельность по социализации и адаптации детей иностранных граждан в образовательной организации должна быть ориентирована на преодоление культурных различий и противоречий, на снятие напряженности в ученическом коллективе, на знакомство с русской культурой, обществом, на повышение языковых и культурных компетенций, на организацию проектной работы, на предоставление обучающимся возможности рассказать о своей родной культуре, обычаях, представлениях о мире: "День родного языка", "День дружбы народов" и тому подобное.

При определении форм организации языковой, психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей в условиях образовательной организации ключевую роль играют потребности в освоении русского языка, то есть возможность ребенка обучаться на русском языке. В соответствии с этим можно выделить две основные формы организации работы по социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан.

1. Несовершеннолетние иностранные граждане и дети с миграционной историей владеют русским языком, достаточным для освоения программного материала на русском языке, но при этом нуждаются в сопровождении в связи с эмоционально-личностными трудностями, незнанием традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В данном случае несовершеннолетний иностранный гражданин обучается совместно с другими обучающимися в условиях общеобразовательного(ой) класса (группы), при этом в рамках внеучебной работы и дополнительного образования в образовательной организации по необходимости и в соответствии с решением консилиума, реализуются меры его сопровождения и психолого-педагогической поддержки, связанные с удовлетворением основных образовательных потребностей.

Данная форма организации работы предполагает принятие необходимых мер в следующих направлениях деятельности образовательной организации:

1) языковая адаптация.

в рамках урочной деятельности меры индивидуальной поддержки несовершеннолетних иностранных граждан в рамках урока (занятия): дифференцированные задания, предоставление дополнительного времени для выполнения заданий, сокращение количества заданий, выполнение заданий на общем уровне и т.п.).

2) психологическая адаптация:

в рамках урочной деятельности - реализация приемов психолого-педагогической поддержки, создание ситуации успеха;

в рамках внеурочной деятельности - содействие через воспитательную работу и психологическое сопровождение преодолению негативных последствий миграционного стресса и обеспечения психологического благополучия, развитию в детях чувства самоуважения и уверенности в себе, а также позитивной этнической идентичности;

в рамках дополнительного образования - вовлечение в деятельность кружков и секций с целью обеспечения ситуации успеха.

3) социальная адаптация:

в рамках урочной деятельности - использование социокультурного опыта обучающихся на занятиях; применение технологии "тьюторства" с вовлечением других обучающихся; использование коллаборативных технологий;

в рамках внеурочной деятельности - вовлечение несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей во внутришкольные и внутриклассные активности; привлечение родителей (законных представителей) этой категории обучающихся к участию в школьных мероприятиях; поощрение взаимодействия и сотрудничества в детском коллективе между детьми и подростками, принадлежащими к разным этническим группам; формирование социальных навыков в рамках психологического сопровождения; формирование общешкольных просветительских программ с использованием межпредметных связей (например, тематическая программа "Мигранты в истории России: жизнь со знаком плюс", в рамках которой все педагоги-предметники акцентируют внимание на деятелях науки, истории и культуры иностранного происхождения, внесших вклад в развитие России).

4) культурная адаптация:

в рамках урочной деятельности - интеграция межкультурного образовательного контента в преподаваемые в школе дисциплины;

в рамках внеурочной деятельности - создание в образовательной организации, в том числе с помощью других обучающихся, среды, которая способствовала бы визуальному знакомству детей иностранных граждан с историей и культурой России, ее цивилизационным наследием, достижениями в разных областях науки, культуры, спорта и другое; освоение культурных норм в рамках психологического сопровождения.

2. Несовершеннолетние иностранные граждане и дети с миграционной историей не владеющие или плохо владеющие русским языком, не могут осваивать программный материал на русском языке, нуждаются в сопровождении в связи с эмоционально-личностными трудностями, вызванными переживанием миграционного стресса, с незнанием общепризнанных в российском обществе норм и правил с учетом социальных и культурных особенностей территорий, традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Данная форма организации работы предполагает принятие необходимых мер в следующих направлениях деятельности образовательной организации:

1) языковая адаптация:

в рамках урочной деятельности - в течение, как правило, одного года проводятся интенсивные занятия русским языком с применением методики русского как иностранного по индивидуальному учебному плану. Содержание отдельного курса по освоению русского языка варьируется в зависимости от языковых компетенций несовершеннолетних иностранных граждан по всем видам речевой деятельности: говорение, чтение, аудирование, письмо. В рамках работы класса (группы) предполагается сопровождение заданий отдельным комментарием учителя, включение общих заданий, содержащих сведения о родной культуре обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан, выполнение индивидуальной и/или коллективной проектной работы. Так, например, в содержание программы по интенсивному обучению русскому языку как иностранному для детей иностранных граждан и детей с миграционной историей, слабо владеющих русским языком, может быть включено формирование языковых компетенций и совершенствование русского языка как языка не только коммуникации, но и обучения, а социальная адаптация обучающихся в рамках этой программы может осуществляться посредством знакомства с основными правилами поведения и нормами общения в школе, в социокультурной среде города, села, района, где находится образовательная организация <6>;

--------------------------------

<6> Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интенсивному обучению русскому языку как иностранному, социальной адаптации детей иностранных граждан и детей с миграционной историей, слабо владеющих русским языком (социально-гуманитарная направленность): возраст обучающихся 6 - 8 лет: программа рассчитана на 104 академических часа/сост. Т.В. Криворучко, Т.И. Сизова, М.Л. Солдатенкова, С.В. Цаларунга - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 104 с.

в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования - разговорные клубы, занятия по риторике/развитию речи, учет особых языковых потребностей в организации творческих дополнительных занятий (пение на русском языке и т.п.).

2) дополнительная предметная подготовка:

в рамках урочной деятельности - предложение несовершеннолетним иностранным гражданам адаптированных текстов задач, визуализация контента (таблицы, схемы и т.п.) для облегчения восприятия учебного материала;

в рамках внеурочной деятельности - дифференцированная система домашних заданий и проектов, обеспечивающих формирование предметных компетенций.

3) психологическая адаптация:

в рамках урочной деятельности - реализация приемов психолого-педагогической поддержки, создание ситуации успеха;

в рамках внеурочной деятельности - содействие (через воспитательную работу и психологическое сопровождение) преодолению негативных последствий миграционного стресса и обеспечению психологического благополучия, развитию в детях чувства самоуважения и уверенности в себе, а также позитивной этнической идентичности;

в рамках коррекционно-развивающей деятельности - групповые и индивидуальные занятия с педагогом-психологом;

психопросвещение, консультации с несовершеннолетними иностранными гражданами и их родителями (законными представителями).

4) социальная и культурная адаптация может быть организована в тех же формах, о которых сказано выше.

Предложенные формы организации работы образовательных организаций по социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей могут быть реализованы через индивидуальный образовательный маршрут, который формируется с учетом психологических, социокультурных особенностей несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей, имеет свои этапы и формы реализации, представленные Минпросвещения России в методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан <7>, <8>,

--------------------------------

<7> Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан (письмо Минпросвещения России от 16 августа 2021 г., N НН-202/07 ttps://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organam-ispolnitelnoi-vlasti-subektov-rossiiskoi-federatsii-ob/)

<8> "Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан" (письмо Минпросвещения России от 6 мая 2022 г., N ДГ-1050/07) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_424129/

В случае комплектования групп, классов в дошкольных и общеобразовательных организациях детьми иностранных граждан со слабым владением русским языком в количестве более трех человек на группу (класс) рекомендуется индивидуализация содержания образовательной программы в условиях специально отведенного времени по индивидуальному расписанию уроков (занятий), на которых обучаются несовершеннолетние иностранные граждане и дети с миграционной историей, не владеющие или плохо владеющие русским языком, отдельно от других обучающихся класса (группы) по индивидуальному учебному плану.

Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей.

Согласно статье 2 Закона об образовании, индивидуальный учебный план (ИУП) - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Подробно использование ИУП для индивидуализации обучения детей иностранных граждан рассмотрено в "Методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан", направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минпросвещения Российской Федерации от 16 августа 2021 года N НН-202/07).

В письме Министерства просвещения Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 03-205 "О методических рекомендациях", разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Закона об образовании предусмотрено право обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану (далее - ИУП), в том числе ускоренному обучению, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Право на обучение по ИУП предоставляется любому обучающемуся в организации независимо от причин возникновения потребности в обучении по ИУП, в том числе несовершеннолетним иностранным гражданам и детям с миграционной историей. В силу действия части 9 статьи 58 Закона об образовании на обучение по ИУП также могут быть переведены обучающиеся, в том числе несовершеннолетние иностранные граждане на основании заявления родителя (законного представителя).

Реализация ИУП осуществляется в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы соответствующего уровня в реализуемых организацией формах. ИУП разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями организации. ИУП составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающегося.

Перевод на обучение по ИУП оформляется приказом руководителя организации. ИУП утверждается решением педагогического совета организации. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по учебным предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом руководителя организации.

ИУП обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей обучающихся, в том числе несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей. При этом возможно введение специально разработанных учебных предметов (курсов), обеспечивающих интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные (с учетом возможностей организации).

У несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей, а также и их родителей (законных представителей) может быть негативное отношение к педагогу, одноклассникам, условиям обучения, внутришкольным правилам поведения (при недостаточном владении русским языком, незнании основ русской культуры, норм поведения в российском обществе).

Поэтому в объем и содержание ИУП в урочную, внеурочную деятельность могут быть включены мероприятия, направленные на организацию профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, на осуществление воспитательного воздействия в целях их интеграции в систему ценностей российского общества <9>.

--------------------------------

<9> Рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях с целью предупреждения возникновения рисков совершения противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан и в отношении них, в том числе с учетом национального и религиозного фактора/сост. Т.И. Сизова, М.Л. Солдатенкова, Т.В. Криворучко. - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 39 с.)

Таким образом, при переводе на ИУП возможно учесть как уровень владения русским языком и соответствующие потребности в его освоении, так и психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации.

Значимым условием для качественной разработки и реализации ИУП может быть рекомендовано введение в штатное расписание организации тьютора, который организует процесс индивидуальной работы с несовершеннолетними иностранными гражданами и детьми с миграционной историей, по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, вносит важный вклад в составление ИУП, организует взаимодействие обучающегося данной категории с родителями (законными представителями), учителями и другими педагогическими работниками по реализации и (при необходимости) коррекции ИУП.