III. Подходы к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации, оптимальному для социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан, а также по учету такого соотношения
III. Подходы к установлению соотношения численности
совместно обучающихся иностранных граждан и граждан
Российской Федерации, оптимальному для социальной, языковой
и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан,
а также по учету такого соотношения
В настоящее время в Российской Федерации существуют места резидентной концентрации иностранных граждан, находящиеся рядом с которыми школы, считаются "мигрантскими", где доля таких обучающихся относительно высока. Несмотря на то, что такие образовательные организации оказываются с низкими образовательными результатами, для большинства обучающихся иностранных граждан - это единственная возможность получить образование.
Учитывая вышеизложенное, определены два основных подхода к определению численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации.
Первый - числовой (пропорциональный) подход к установлению соотношения численности совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации.
Он исходит из наличия некоторой пропорции, оптимальной для социальной, языковой и культурной адаптации обучающихся иностранных граждан. Данный подход устанавливает зависимость соотношения численности совместно обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан и граждан Российской Федерации от гражданской принадлежности обучающихся, что представляется избыточным и необоснованным административным барьером, препятствующим реализации их прав на получение образования.
Очевидно, что в данном вопросе определяющими критериями должны быть индивидуальные особенности обучающегося. Основываясь на многофакторности процесса адаптации детей иностранных граждан, этот подход имеет риски внедрения. Более того, может привести к реализации запретительных мер и установлению дополнительных барьеров для обучения детей иностранных граждан.
Второй - инклюзивный подход. Он исходит из того, что негативным фактором для обучения является концентрация социально-экономического неравенства в локальной образовательной среде, и отсутствие работы по адаптации и интеграции иностранных граждан, а не их концентрация.
Как отмечено в "Методических рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан" <1>, именно инклюзивный подход позволяет дифференцировать обучающихся по языковым, социальным и культурным особенностям индивидуума, основываясь на индивидуальном анализе особых образовательных потребностей каждого ребенка. Также он обеспечивает возможность того, чтобы образовательные организации, проводя работу по адаптации и социализации детей иностранных граждан, подключали при необходимости к ней не только детей-иностранцев, но и детей с миграционной историей, уже имеющих российское гражданство.
--------------------------------
<1> Направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минпросвещения России от 16 августа 2021 г. N НН-202/07)
Инклюзивный подход позволяет обеспечить эффективное изучение русского языка и культуры посредством погружения обучающегося в языковую и социокультурную среду, что является на сегодняшний день наиболее эффективной образовательной и воспитательной практикой. Мероприятия, обеспечивающие внедрение инклюзивного подхода, запланированы в Комплексе мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
При этом численность совместно обучающихся иностранных граждан и граждан Российской Федерации определяется в каждом конкретном случае посредством анализа соотношения специфики образовательных потребностей детей иностранных граждан, обучающихся в конкретном учреждении и учета ресурсов образовательной организации, которые необходимы для обеспечения процесса адаптации и интеграции несовершеннолетних.
В силу особенностей обучающихся данной группы, их потенциальной уязвимости, они сталкиваются с серьезными трудностями при обучении. Особенности детей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в их развитии и обучении, принято называть особыми образовательными потребностями <2>.
--------------------------------
<2> Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан (письмо Минпросвещения России от 16 августа 2021 г., N НН-202/07 ttps://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-organam-ispolnitelnoi-vlasti-subektov-rossiiskoi-federatsii-ob/)
Оптимальное соотношение численности обучающихся иностранных граждан в общей численности обучающихся иных категории должно соответствовать степени выраженности особых образовательных потребностей детей иностранных граждан и возможностей общеобразовательной организации для их обучения. Представляется, что наличие в образовательной организации более 3% детей (от общей численности учащихся) иностранных граждан с выраженными особыми образовательными потребностями должно вести к задействованию дополнительных мер финансовой и методической поддержки организации.
Именно такие общеобразовательные организации являются ключевыми субъектами помощи в рамках данного подхода.
При этом при комплектовании групп, классов в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях представляется целесообразным ориентироваться на положения пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, в которых указано, что "количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими обучающимися".
Соответствующие нормы можно соотносить с результатами диагностики особых образовательных потребностей детей иностранных граждан. При слабом владении русским языком, особенно в сочетании с выраженными иными особыми образовательными потребностями, его эффективное обучение очевидно не проще, чем обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы в классе (группе) не было более 3 детей, плохо владеющих русским языком. При этом данную цифру следует рассматривать исключительно как целевой ориентир, а не как реализацию запретительных мер на обучение детей иностранных граждан, плохо владеющих русским языком. Соответствующая норма может быть рассмотрена как ориентировочная и соотнесена с общим распространением психического нездоровья и овладением предметными знаниями в школе. В целом, при распределении детей иностранных граждан по группам (классам) в рамках одной параллели необходимо стремиться к их максимально равному распределению.
Дополнительное подтверждение указанным выше ориентировочным цифрам получено в ходе выборочных исследований, проводившихся в образовательных организациях Российской Федерации 17 субъектов Российской Федерации Автономной некоммерческой организацией Центр содействия межнациональному образованию "ЭТНОСФЕРА" и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением "Московский педагогический государственный университет". Исследования, включавшие глубинные интервью и собеседования с педагогами и администрацией образовательных организаций, осуществлены в рамках проектов, поддержанных Фондом президентских грантов: "Интеграция детей из семей иноэтничных мигрантов: консультативная и методическая поддержка школ и детских садов в регионах Российской Федерации" (2020 - 2021 гг.) и "Языковая и социально-культурная адаптация детей с миграционной историей в российских образовательных организациях" (с 2022 г.). Общее число опрошенных педагогов и администраторов составило 423 человека в 2020 - 2021 гг. и еще 117 человек в 2022 году из Калужской, Курской, Московской, Ленинградской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Рязанской, Саратовской, Свердловской, Томской областей, Краснодарского и Пермского края, города Санкт-Петербурга, Республик Чувашия и Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Итоги многочисленных бесед подтверждают предположение о том, что при наличии в классе (группе) детей иностранных граждан, слабо владеющих русским языком и имеющих иные выраженные особые образовательные потребности, в количестве более 3 (трех) человек, педагоги фиксируют недостаточность временных и прочих ресурсов для реализации дифференцированного подхода к таким обучающимся (подбор адаптированных заданий, более активное включение в коммуникацию, дополнительные объяснения пройденных тем и т.п.) в целях достижения ими требуемых образовательных результатов. Все образовательные организации, включенные в названные выше проекты, имели на момент активного взаимодействия с ними более 3% обучающихся детей иностранных граждан в своем контингенте, и можно однозначно сказать, что данные образовательные организации однозначно нуждаются в дополнительной финансовой и методической поддержке, особенно в части организации дополнительной языковой подготовки обучающихся.
Также в 2022 г. в рамках НИР "Научно-методическая разработка и апробация системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов их обучения, социальной и культурной адаптации" проводилось эмпирическое исследование-апробация программы педагогической оценки особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан в области психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации.
В исследование были включены 786 детей иностранных граждан из 12 регионов России из начальной, средней и старшей школы. По результатам исследования обнаружено, что в целом 10% детей иностранных граждан характеризуются высоким риском дезадаптации и отличаются низкими показателями культурной адаптации, психологического благополучия и социальных навыков. Основываясь на данном соотношении, не рекомендуется присутствие в одном классе более 3-х детей (10% от класса в 30 человек) с выраженными особыми образовательными потребностями, в том числе характеризующихся низкими показателями в области культурной адаптации, психологического благополучия и социальных навыков.
В ФГБОУ ВО МГППУ в рамках выполнения государственного задания Минпросвещения России разработана программа психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации. Результаты апробации программы показали возможность ее использования в процессе диагностики особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, осуществляемой педагогом - психологом образовательного учреждения <3>.
--------------------------------
<3> Программа оценки особых образовательных потребностей детей - иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации./Под ред. О.Е. Хухлаева, М.Ю. Чибисовой и Н.В. Ткаченко М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. - 238 с.
Для оценки образовательных потребностей, связанных с психологическим благополучием и культурной адаптацией, разработано два набора методик, составляющих базовый и расширенный наборы оценки, в трех вариантах каждый: для начального общего, основного общего и среднего общего образования. Для оценки образовательных потребностей, связанных с социальными навыками, в базовом наборе для всех трех уровней общего образования используется единый инструмент, который в расширенном дополняется наблюдением и интервьюированием.
Базовый набор подходит для скрининговой диагностики и включает методики, позволяющие сделать обоснованный вывод о психологическом благополучии, социальных навыках и культурной адаптации ребенка-мигранта, проведение и обработка которых возможны в короткие сроки.
В случае выявления у ребенка трудностей в ходе применения базового набора рекомендуется дополнить диагностику методиками из расширенного набора, предоставляющего возможность для более углубленной и дифференцированной оценки образовательных потребностей. Методики из расширенного набора могут применяться по отдельности в зависимости от того, какой именно параметр следует рассмотреть более детально.
В апреле-мае 2022 года во ФГБОУ ВО МГППУ была реализована программа дополнительного профессионального образования "Психолого-педагогическая оценка особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации" (72 часа, https://dpo.mgppu.ru/programs/elements/prof-6/) в которой приняли участие педагоги-психологи общеобразовательных учреждений из 12 субъектов Российской Федерации, где учатся несовершеннолетние иностранные граждане. Программа дополнительного профессионального образования подготовлена с применением электронного контента и дистанционных технологий и будет выступать основным механизмом трансляции программы "Психолого-педагогическая оценка особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации".
Программа психолого-педагогической оценки особых образовательных потребностей детей иностранных граждан в сферах психологического благополучия, социальных навыков и культурной адаптации доступна для широкого круга пользователей на сайте Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан ФГБОУ ВО МГППУ (http://fkrc.mgppu.ru/).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей