Письмо ФУДН при Госкомимуществе РФ от 19.10.1994 N ВГ-03/2426 <О вопросах реализации законодательства о банкротстве (несостоятельности) предприятий>
ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ) ПРИ ГОСКОМИМУЩЕСТВЕ РОССИИ
от 19 октября 1994 г. N ВГ-03/2426
Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) направляет разъяснения по некоторым вопросам, поступившим из территориальных агентств, возникающим в процессе реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
Генерального директора
Федерального управления
по делам о несостоятельности
(банкротстве)
В.ГОЛУБЕВ
1. Вправе ли налоговые органы продолжать безакцептное списание денежных средств, поступающих в результате взимания дебиторской задолженности и продажи имущества, на счета предприятия - должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации?
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона), осуществляемая в процессе конкурсного производства ликвидация предприятия - должника проводится как в форме принудительной ликвидации по решению арбитражного суда, так и в форме добровольной ликвидации на основании совместного решения руководителя предприятия - должника и кредиторов, утвержденного собственником (собственниками) предприятия - должника. Открытие конкурсного производства для предприятия - должника влечет за собой последствия, предусмотренные статьей 18 Закона. С момента открытия конкурсного производства все претензии имущественного характера к предприятию - должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в соответствии с порядком и очередностью, установленной статьей 30 Закона.
По смыслу Закона перечень и содержание указанных последствий как для предприятий - должников, ликвидируемых принудительно, так и для предприятий - должников, ликвидируемых добровольно, различий не имеет. Однако из п. 3 статьи 51 Закона следует, что требования привилегированных кредиторов, а к их числу относится и налоговая инспекция, могут быть удовлетворены за счет имущества предприятия - должника после назначения конкурсного управляющего. Отсюда налоговые органы, как правило, делают вывод якобы о правах внеконкурсного погашения задолженности по платежам в бюджет и, следовательно, правомерности продолжения безакцептного списания ими денежных средств со счетов предприятия - должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации.
По мнению Федерального управления подобные действия налоговых органов противоречат нормам гражданского законодательства и законодательства о банкротстве. В соответствии со статьей 30 Закона требования налоговых органов по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь после покрытия расходов, указанных в п. 1 этой статьи, и полного погашения требований кредиторов первой и второй очередей. Из п. 2 статьи 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик также следует, что при ликвидации юридического лица требования по внесению платежей в бюджеты не могут быть удовлетворены раньше расчетов кредиторами предшествующей очереди.
Таким образом, с момента утверждения собственником (собственниками) совместного решения руководителя предприятия - должника и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия - должника безакцептное списание денежных средств с его счетов должно быть прекращено.
2. Обязательна ли публикация официального объявления о добровольной ликвидации предприятия - должника, находящегося в областной и муниципальной собственности, в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации"?
В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) публикация официального объявления о добровольной ликвидации предприятия - должника в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации" обязательна. По смыслу Закона данная публикация преследует цель уведомить о ликвидации предприятия - должника всех его возможных кредиторов, местонахождение которых может быть самым обширным, и тем самым предоставить возможность предъявления ими своих претензий. Поэтому Закон не предусматривает каких-либо исключений из этого правила зависимости от формы собственности предприятия - должника.
Важно также отметить, что Закон связывает с фактом публикации наступление ряда правовых последствий, например, начало отсчета двухмесячного срока для предъявления претензий кредиторов к должнику.
Невыполнение требований Закона об опубликовании объявления о добровольной ликвидации предприятия - должника может стать основанием для признания действий, связанных с его ликвидацией, недействительными.
3. Решением арбитражного суда предприятие было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Собрание кредиторов приняло решение о продаже имущества (активов) этого предприятия целиком (единым имущественным лотом) по конкурсу с последующей ликвидацией его статуса юридического лица. При этом хозяйственную деятельность предприятия в процессе конкурсного производства прекращать не предполагается.
Правомерны ли требования налоговых органов о внесении предприятием в порядке, установленном для нормально функционирующих предприятий, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку предприятие не прекратило своей хозяйственной деятельности?
Указанное требование налоговых органов не может быть признано правомерным по следующим основаниям:
Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства в соответствии со статьями 10 и 16 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) является решением о его принудительной ликвидации. С момента вступления указанного решения в законную силу предприятие считается находящимся в процессе ликвидации.
Законодательством Российской Федерации не установлена обязательность прекращения хозяйственной деятельности предприятия, в отношении которого принято решение о признании его несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства. Напротив, в соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий выполняет функции управления предприятием - должником (т.е. обязан по возможности обеспечить нормальное функционирование предприятия - должника). Данное требование к управляющему подтверждено также статьей 30 Закона, которая предусматривает внеочередной порядок погашения расходов, связанных с продолжением функционирования предприятия - должника в процессе конкурсного производства.
Таким образом, фактическое продолжение хозяйственной деятельности предприятия после открытия конкурсного производства не дает юридических оснований для изменения особого правового режима исполнения любых его обязательств, в том числе и налоговых.
В соответствии со статьей 18 Закона с момента признания предприятия несостоятельным (банкротом) все претензии имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного производства. Передача либо иное отчуждение имущества должника (кроме случаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), а также погашение его обязательств запрещается. Требования кредиторов, предъявленные в рамках конкурсного производства и признанные в установленном порядке, удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 30 Закона.
В соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий формирует конкурсную массу и согласно статьям 32, 34 Закона осуществляет продажу имущества предприятия - должника. После продажи имущества предприятия - должника конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредиторами в соответствии со статьями 30, 35 Закона. Иной порядок распределения имущества предприятия, признанного арбитражным судом несостоятельным (банкротом), и средств, вырученных от продажи указанного имущества, не только не предусмотрен, но прямо запрещен статьей 47 Закона, в соответствии с которой кредитор, соглашающийся на предпочтительное удовлетворение его требований в ущерб другим кредиторам, совершает действия, квалифицируемые как неправомерные действия кредитора.
Также необходимо учесть, что согласно статье 18 Закона с момента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия решения об открытии конкурсного производства прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия - должника (в т.ч. и задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей