V. Мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов

27. Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации инвалидов реализуются в соответствии с принципами активной занятости.

При согласии инвалида на обращение к нему специалистов органов службы занятости в целях оказания ему содействия в трудоустройстве и подборе подходящего рабочего места, отраженном в выписке из ИПРА, специалистам службы занятости целесообразно провести анализ профессиональных и медико-социальных факторов для определения дальнейшей тактики по реализации мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации инвалида.

28. Если инвалид является выпускником организации, осуществляющей образовательную деятельность, то его профессиональная абилитация начинается с профессиональной ориентации с целью подбора сферы и вида деятельности в соответствии с его профессиональным образованием, умениями, особенностями его здоровья и ограничениями жизнедеятельности, а также содействия в приобретении практического опыта работы путем организации временного трудоустройства как на рабочем месте по квалификации, полученной в результате освоения основной профессиональной образовательной программы (по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования) и (или) полученной в процессе профессионального обучения, так и на рабочем месте по освоенной области профессиональной деятельности.

29. Для инвалидов, не имеющих профессии, профессиональная абилитация начинается с профессиональной ориентации с целью выбора будущей профессии, направления профессионального образования или профессионального обучения, а также подбора подходящей образовательной организации с точки зрения доступности инфраструктуры, программ образования.

30. Для ранее работавших инвалидов, утративших работу в связи с состоянием здоровья, первым мероприятием по содействию их трудоустройству специалистами органов службы занятости является оценка возможности возврата инвалида к прежнему виду трудовой и профессиональной деятельности (основной профессии, специальности) с измененными условиями труда.

При невозможности работы инвалида по основной профессии проводится профессиональная ориентация с целью подбора оптимальных видов труда с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности, выбора новой профессии максимально близкой по содержанию работы с доступными условиями труда. Определяются пути получения новой профессии.

31. Для лиц, получивших инвалидность в результате ранения или травмы в ходе специальной военной операции (далее - СВО), потребность в профессиональной ориентации выявляется в процессе МСЭ при потере военной профессии, невозможности вернуться к профессии, имевшейся в мирной жизни, или отсутствии таковой до участия в СВО. Потребность в профессиональном образовании или профессиональном обучении определяется в следующих случаях:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации, отсутствия профессионального образования, профессиональной подготовки;

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданином утрачены способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

32. Профессиональная переподготовка инвалидов вследствие военной травмы осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей, преемственности профессионального развития человека до и после увольнения с военной службы. При подборе профессии для освоения и последующего трудоустройства необходимо учитывать, что на рынке труда наиболее благополучно чувствуют себя бывшие военнослужащие, военно-учетная специальность которых имеет прямые аналоги или родственные специальности в гражданских сферах деятельности - медицинской, юридической, финансовой, административной и т.п.

Органами службы занятости предоставляется мера поддержки по содействию приоритетному трудоустройству граждан, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, заключенному в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", либо у которых прекратилось действие заключенного ими контракта о пребывании в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", а также граждан, относящихся к членам их семей в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

33. В соответствии с Федеральным законом N 565-ФЗ в целях трудоустройства незанятых инвалидов, органы службы занятости при взаимодействии с работодателями организуют сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в данном сопровождении - оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, в том числе создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

34. В целях охвата всех категорий инвалидов полезной занятостью, включения их в активную деятельность в соответствии с Концепцией и Федеральным законом N 181-ФЗ вводятся новые виды занятости, такие как сопровождаемая трудовая деятельность (трудовой деятельности инвалидов трудоспособного возраста, в том числе на специальных рабочих местах, осуществляемой с помощью других лиц) и социальная занятость инвалидов (деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц). Социальная занятость инвалидов направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, осуществляется с согласия инвалидов на возмездной или безвозмездной основе.

35. Для инвалидов с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности при выраженной мотивации для осуществления трудовой деятельности при благоприятном трудовом прогнозе подбор профессий, должностей и видов работ производится индивидуально с учетом нуждаемости инвалида в значительной помощи других лиц при осуществлении сопровождаемой трудовой деятельности или социальной занятости.

В целях подбора профессии для профессионального образования, профессиональной подготовки и последующего трудоустройства может быть использован список наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 831, а также перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. N 2443-р.

Кроме того, можно ориентироваться на актуальные перечни новых и перспективных профессий, таких как Государственный информационный ресурс "Справочник профессий", Альманах "Атлас доступных профессий. Региональный опыт" (ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования"), Атлас профессий будущего от Сбера и НИУ ВШЭ; Лучшие профессии на сайте Центра профориентации ПрофГид; перечень топ вакансий на рынке труда региона и др.

36. Общие характеристики видов трудовой деятельности, оптимальные для инвалидов при различных нарушениях функций организма, и видов трудовой деятельности, выполнение которых может быть для инвалидов при данных нарушениях затруднено, приведены в приложении N 2 к Методическим рекомендациям.

37. Дополнительно к стойким нарушениям функций организма инвалидов, вызванных нарушением его здоровья, перечисленных в ИПРА в рекомендациях о противопоказанных видах трудовой деятельности, приводятся оптимальные виды труда для инвалидов с нарушениями психических функций (без интеллектуальных нарушений), с нарушениями коммуникации (расстройствами аутистического спектра без интеллектуальных нарушений), с выраженными и значительно выраженными множественными нарушениями, значительно выраженными нарушениями интеллектуальных функций (при третьей степени ограничения способности к труду) и виды трудовой деятельности, выполнение которых может быть при данных нарушениях затруднено.

38. Допускаются и другие характеристики видов трудовой деятельности в зависимости от состояния здоровья, стойких нарушений функций организма, ограничений жизнедеятельности, группы инвалидности (категории "ребенок-инвалид"), основной профессии (специальности), рабочего места, на которое трудоустраивается (трудоустроен) конкретный инвалид и иных факторов.