Раздел 2. Работа и использование грузового подвижного состава

Раздел 2. Работа и использование грузового

подвижного состава

26. Раздел 2 заполняется независимо от того, является ли перевозка грузов автотранспортом основной деятельностью организации или нет.

Сведения приводятся по всему имеющемуся в распоряжении у отчитывающейся организации грузовому подвижному составу: грузовым автомобилям, пикапам и легковым фургонам (далее - грузоперевозящие автомобили) и автоприцепам, как собственному, находящемуся на балансе (включая находящемуся в командировке), так и арендованному у других организаций (предприятий) и физических лиц (за весь период аренды) и используемому (приобретенному) на условиях лизинга, в том числе автомобилям стран ближнего и дальнего зарубежья с иностранными номерами.

Аренда - договор, по которому собственник (арендодатель) предоставляет любому арендатору, в роли которого могут выступать юридические и физические лица, свое имущество (автомобиль) во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации за определенную (арендную) плату. Арендатор не становится собственником имущества, его распоряжение имуществом ограничено. Продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного автомобиля, являются его собственностью.

Лизинг - долгосрочная аренда автомобиля с возможностью его последующего выкупа арендатором. Форма лизинга определяется договором, заключаемым между владельцем автомобиля и организацией, получившей право эксплуатации автомобиля.

По автомобилям, откомандированным с водителем в распоряжение другой организации, организация, на балансе которой состоят автомобили, обязана включать в свой отчет сведения о наличии, использовании и работе этих автомобилей за время нахождения их в командировке в отчетном году. Основанием для включения в отчет сведений являются путевые листы по этим автомобилям или справки другой организации, если автомобили в командировке работали по путевым листам последней.

27. В раздел 2 по всем строкам не включаются данные о работе и использовании:

специальных автомобилей на шасси грузовых автомобилей;

прикомандированных автомобилей (если автомобили работали по путевым листам организации, в которой они находились в командировке, то соответствующая справка высылается в адрес организации, которой принадлежит автомобиль, или выдается водителю);

автомобилей, сданных в аренду, лизинг.

28. Также по всем строкам не включаются данные о работе и использовании автомобилей:

на обслуживании линий связи и электропередач, трубопроводов и других подобных объектах, на научно-изыскательских, геологоразведочных работах;

при выполнении перевозок грузов нетоварного характера (очистка территории от бытового мусора, снега и так далее);

при выполнении перевозок почты и периодической печати;

при выполнении технологических перевозок грузов, осуществляемых без выезда на дороги общего пользования (в пределах территории отчитывающегося юридического лица) - внутрихозяйственные, внутризаводские, внутриобъектные, внутрикарьерные, внутрипостроечные и тому подобные перевозки;

при выполнении перевозок пассажиров в грузовых автомобилях.

29. Показатели работы и использования грузового подвижного состава отражаются в форме по видам сообщения: городское и пригородное (графа 4), междугородное (графа 5) и международное (графа 6).

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":

перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов;

перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км включительно между границами этих населенных пунктов;

перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов;

перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

В пригородные и междугородные перевозки включаются как перевозки, которые осуществляются в пределах одного субъекта Российской Федерации, так и перевозки, осуществляемые по территории двух и более субъектов Российской Федерации.

В международные перевозки включаются перевозки с пересечением границы как одного, так и нескольких государств.

Из общего объема международных перевозок выделяются перевозки между Российской Федерацией и странами Евразийского экономического союза (графа 7).

30. По строке 200 "Количество эксплуатационных грузовых автомобилей, включая пикапы и легковые фургоны, задействованных в перевозочной деятельности" отражаются данные о количестве грузовых автомобилей всех типов, марок, моделей и их модификаций, как собственных, находящихся на балансе отчитывающейся организации и принадлежащих ей как на правах собственности, так и на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или безвозмездного пользования, а также арендованных и приобретенных по договору лизинга, задействованных в перевозочной деятельности в отчетном году.

31. По строке 210 "Перевезено грузов (включая автоприцепы, полуприцепы (контрейлеры) - всего" и строке 240 "Грузооборот (включая автоприцепы, полуприцепы (контрейлеры) - всего" показываются суммарные объемы перевозки грузов и грузооборота, выполненные по дорогам общего пользования грузоперевозящими автомобилями (кроме автомобилей, указанных в пунктах 27, 28) и автоприцепами, как на коммерческой основе (за плату для заказчика - юридического или физического лица) (строки 211 и 241), так и для собственных производственных целей (собственные грузы).

Объем перевозок грузов в форме отражается в тоннах, грузооборота - в тонно-километрах, с одним десятичным знаком после запятой (с точностью до 0,1).

Данные об объеме перевозок грузов на коммерческой основе (строка 211) заполняются на основе транспортной накладной (при заключении договора перевозки со сторонней транспортной компанией или при доставке без помощи сторонней компании, когда стоимость доставки отдельно выделена в документах (договорах, актах) и покупатель отдельно платит за нее) или (и) товарно-транспортной накладной (является одним из сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и обязательно должна быть составлена при перевозке указанной продукции), договора фрахтования.

Объем коммерческих перевозок грузов распределяется по видам грузов (строки 212 - 226). Разъяснения по заполнению отдельных номенклатурных групп грузов приведены ниже:

каменный уголь и кокс - уголь каменный, бурый, кокс, кокс всякий;

нефть и нефтепродукты - нефть сырая, бензин, керосин, масла и смазки, топливо дизельное, мазут, асфальт, битум и гудрон, прочие нефтепродукты светлые и темные;

газы сжиженные - газы сжиженные;

металлы черные и цветные, лом черных металлов - чугун, сталь в слитках, ферросплавы, заготовки стальные всякие, прокат и лом черных и цветных металлов, прочие черные и цветные металлы;

строительные материалы - минерально-строительные материалы природные, зола, шлаки строительные, стеновые и кровельные материалы, строительные материалы промышленного производства; нерудные строительные материалы (песок, грунт, щебень, известковый щебень, отсев серый, строительный камень (гранит и прочие), известняк, глина, минеральные вещества);

лесные грузы - лес круглый, пиломатериалы, дрова;

зерновые грузы - пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза в зерне и початках, рис в зерне, прочие зерновые;

продовольственные товары - мука, крупа и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, мясомолочная продукция, рыба и рыбопродукты, и остальные продовольственные товары.

32. Из объема перевезенных грузов на коммерческой основе (строка 211) выделяются объемы перевозок опасных грузов (строка 227), перевозок грузов в контейнерах (строка 228), пакетами (строка 229) и контрейлерах (строка 230).

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), подписанного 30 сентября 1957 г. в г. Женева и Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200 (в ред. от 30 ноября 2021 г. N 2116).

Межгосударственным стандартом ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988 г. N 2957) установлены следующие классы опасных грузов:

класс 1

-

взрывчатые материалы (ВМ);

класс 2

-

газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3

-

легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

класс 4

-

легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5

-

окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

класс 6

-

ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

класс 7

-

радиоактивные материалы (РМ);

класс 8

-

едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

класс 9

-

прочие опасные вещества.

Под "контейнером" понимается предмет транспортного оборудования (специальный ящик для перевозки груза, укрепленный и пригодный для штабелирования и горизонтального или вертикального перемещения):

пригодный для многократного использования;

имеющий специальную конструкцию, обеспечивающую удобную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перегрузки;

снабженный приспособлениями, позволяющими производить его быструю перегрузку, в частности, передачу с одного вида транспорта на другой;

изготовленный таким образом, чтобы его можно было легко наполнять и опорожнять;

имеющий внутренний объем не менее одного кубического метра.

Под "пакетом" понимается укрупненное грузовое место, сформированное из отдельных мест в таре (например: ящиках, мешках, бочках), скрепленных между собой с помощью универсальных или специальных, разового пользования или многооборотных пакетирующих средств на поддонах или без них, обеспечивающее в процессе транспортировки и хранения:

возможность механизированной погрузки (выгрузки);

целостность пакетов;

максимальное использование грузоподъемности (вместимости) автомобилей.

Под "контрейлером" понимается 2-х или 3-хосный грузовой полуприцеп с открытым или закрытым кузовом, приспособленный для буксировки седельными тягачами (в составе автопоезда) по автомобильным дорогам и для безопасной перевозки по железным дорогам на специализированных платформах.

33. Грузооборот (строки 240, 241) характеризует объем перевозки груза (строки 210, 211) с учетом расстояния перевозки в километрах и определяется как сумма произведений массы (веса) груза по каждой ездке (заезду) на расстояние перевозки (пробег с грузом) по каждой ездке.

Грузооборот определяется как суммарный грузооборот по каждому грузоперевозящему автотранспортному средству.

Примеры расчета грузооборота приведены ниже.

1. В пункте А к перевозке было принято 50 тонн груза. Сдача груза осуществлялась в пункте Б. Из пункта Б автомобиль возвратился в пункт А под следующую погрузку 40 тонн для сдачи грузополучателю в пункте С. Из пункта С автомобиль возвратился в пункт А под следующую погрузку.

N п/п

Погрузка

Перевезено грузов, т

Выгрузка

Расстояние между пунктами погрузки и выгрузки, км

Грузооборот, т.км

(гр. 4 * гр. 7)

пункт

количество груза, т

пункт

количество груза, т

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А

50

50

Б

50

20

1000 = 50 * 20

2

Б

-

-

А

-

20

0 = 0 * 20

3

А

40

40

С

40

15

600 = 40 * 15

4

С

-

-

А

-

15

0 = 0 * 15

Итого

90

90

-

90

-

1600

В примере грузооборот равен 1600 тонно-километрам, объем перевезенных грузов для заполнения строки 210 - 90 тонн. Средняя дальность перевозки одной тонны грузов в этом случае составит 17,8 километра (1600 тонно-километров / 90 тонн).

2. В пункте А к перевозке было принято 100 тонн грузов. Сдача осуществлялась последовательно в нескольких пунктах: в пункте Б было сдано грузополучателю 20 тонн, пункте С - 50 тонн, пункте Д - 30 тонн. Кроме того, в пункте С дополнительно было принято к перевозке 10 тонн груза для сдачи грузополучателю в пункте Д. Из пункта Д автомобиль возвратился в пункт А под следующую погрузку.

N п/п

Погрузка

Перевезено грузов, т

Выгрузка

Расстояние между пунктами погрузки и выгрузки, км

Грузооборот, т.км

(гр. 4 * гр. 9)

пункт

количество груза, т

всего

(гр. 5 + гр. 6)

погруженных в пункте погрузки

следующих из других пунктов погрузки без выгрузки

пункт

количество груза, т

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

А

100

100

100

-

В

20

10

2000 = 100 * 20

2

Б

-

80

-

80 из п. А

С

50

20

1600 = 80 * 20

3

С

10

40

10

30 из п. Б

Д

40

15

600 = 40 * 15

4

Д

-

-

-

-

А

-

45

0 = 0 * 45

Итого

110

-

110

110

110

-

4200

В примере грузооборот равен 4200 тонно-километрам, объем перевезенных грузов для заполнения строки 210 (211) - 110 тонн (грузы, следующие из других пунктов погрузки без выгрузки, не учитываются). Средняя дальность перевозки одной тонны грузов составит 38,2 километра (4200 тонно-километров / 110 тонн).

35. К перевозкам грузов для собственных производственных целей по дорогам общего пользования относятся перевозки некоммерческих грузов, то есть принадлежащих отчитывающейся организации товаров и нетоварных ценностей, используемых в производстве или для обеспечения функционирования производства (например: самовывоз купленного товара; завоз на территорию организации сырья и материалов, топлива, тары, запчастей, мебели, вычислительной техники, канцтоваров, продуктов для столовой, а также вывоз за территорию организации по дорогам общего пользования продукции в собственную торговую организацию или собственный склад, расположенный на другой территории; белья в прачечную (например, в больницах, детских учреждениях); отходов производства, металлолома, вторсырья и прочего).

Данные об объеме перевезенных грузов и грузообороте, выполненных для собственных нужд, предоставляются в соответствии с дополнительными сведениями, включенными собственником (владельцем) транспортного средства в путевые листы, учитывающие особенности осуществления им деятельности, связанной с перевозкой грузов.

Если учет количества грузов для собственных производственных целей, перевезенных соответствующим грузоперевозящим автотранспортным средством, осуществлялся в натуральном выражении (в тоннах), то значение данного показателя определяется по фактической массе (весу) перевезенных грузов с учетом веса тары, веса контейнеров, пакетов за каждую ездку (заезд).

При этом определение массы (веса) штучных длинномерных, а также объемных грузов (например, дрова, лесоматериалы, песок, известь) в транспортных накладных производится грузоотправителем путем частичного взвешивания, замера или путем применения соответствующих переводных коэффициентов, приведенных в таблицах 1 и 2 приложения N 1.

Определение массы (веса) стандартного груза производится путем умножения количества мест на вес одного места. Определение массы (веса) груза, учитываемого в штуках (например: станки, машины, холодильники), производится путем умножения на вес, указанный в технической документации (с учетом веса тары).

При перевозке длинномерных грузов с помощью автоприцепов, в том числе при работе автомобилей-лесовозов с роспусками, вес (масса) груза, соответствующий грузоподъемности автомобиля, считается выполненным автомобилем, остальная часть веса (массы) груза - выполненной автоприцепом.

Если для учета объемов перевозок использовались другие показатели (например, километр пробега, часы работы), то объемы перевозок и грузооборота определяются расчетным путем в зависимости от вида сообщения (приложение N 2): городского и пригородного сообщения или междугородного и международного сообщения.

При учете объема перевозки груза в натуральном выражении выполнять расчет грузооборота в соответствии с приложением N 2 путем умножения указанного объема на величину пробега автомобиля за отчетный год нельзя.

36. По строке 250 "Общий пробег за отчетный год" показывается сумма ежедневных пробегов всех грузоперевозящих автомобилей (без учета пробега автоприцепов), находящихся в распоряжении организации (предприятия), за исключением указанных в пункте 27 и 28, за все календарные дни (включая выходные и праздничные дни) в течение отчетного года.

Величина общего пробега за календарный день определяется по показаниям одометра.

37. По строке 251 "в том числе пробег с грузом" определяется суммарный пробег с грузом по каждому грузоперевозящему автомобилю (без учета пробега автоприцепов), за исключением указанных в пунктах 27 и 28, в течение отчетного года.

В зависимости от используемых показателей учета транспортной работы, отражаемых в транспортной документации отчитывающейся организации (предприятия), пробег с грузом определяется следующим образом.

Если расстояние перевозок грузов (пробег с грузом) по всем ездкам, выполненным соответствующим грузоперевозящим автомобилем, отражалось в транспортной документации, то пробег с грузом определяется суммированием расстояний перевозок грузов по отдельным ездкам.

Если расстояние перевозок грузов (пробег с грузом) по отдельным ездкам, выполненным соответствующим автомобилем, не отражалось в транспортной документации, то пробег с грузом определяется расчетным путем в зависимости от вида сообщения (приложение N 2).