Критерии оценивания
|
Баллы
|
К1. Соответствие теме
|
Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (размышляя над предложенной темой, раскрывает разные ее аспекты в их взаимосвязи), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно
|
2
|
Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается
|
1
|
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается
|
0
|
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
|
Участник при раскрытии темы сочинения доказывает свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст);
выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы, концептуальным тезисам сочинения;
при привлечении двух и более литературных произведений осуществляет сопоставление между ними хотя бы по одной позиции;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании фамилии, имени, отчества автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
|
2
|
Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста(ов), при привлечении двух и более литературных произведений не осуществляет сопоставления между ними,
и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы,
и/или ограничивается простым пересказом произведения,
и/или допущены 2 - 4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала
|
1
|
Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста,
или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения),
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала
|
0
|
К3. Композиция
|
|
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли
|
2
|
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль не развивается
|
1
|
Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть
|
0
|
К4. Качество речи
|
|
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, стилистической целостностью, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов, отсутствием неоправданных речевых штампов, канцеляризмов
|
2
|
Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но имеются нарушения стилистической целостности, неоправданные речевые штампы, канцеляризмы, отмечается однообразие грамматического строя речи
|
1
|
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
|
0
|
К5. Оригинальность сочинения
|
|
Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют самостоятельные нешаблонные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы с привлечением нетривиального литературного материала, или оригинальные наблюдения, или интересная логика рассуждения и проч.) или яркостью стиля
|
1
|
В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля
|
0
|
К6. Речевые нормы
|
|
Речевых ошибок нет, или допущено 1 - 2 речевые ошибки
|
2
|
Допущено 3 - 4 речевые ошибки
|
1
|
Допущено 5 и более речевых ошибок
|
0
|
К7. Орфографические нормы
|
|
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
|
3
|
Допущено 2 - 3 орфографические ошибки
|
2
|
Допущено 4 - 5 орфографических ошибок
|
1
|
Допущено более 5 орфографических ошибок
|
0
|
К8. Пунктуационные нормы
|
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка
|
3
|
Допущено 2 - 3 пунктуационные ошибки
|
2
|
Допущено 4 - 5 пунктуационных ошибок
|
1
|
Допущено более 5 пунктуационных ошибок
|
0
|
К9. Грамматические нормы
|
|
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка
|
2
|
Допущено 2 - 3 грамматические ошибки
|
1
|
Допущено 4 и более грамматических ошибок
|
0
|
К10. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
|
Фактические ошибки отсутствуют
|
1
|
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале
|
0
|
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
|
20
|