I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - МР) разработаны в рамках задач, реализуемых федеральным проектом "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография" (далее - ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография"), и в целях получения информации, характеризующей:

распространенность избыточной массы тела и ожирения у обучающихся и их родителей;

организацию, структуру и режим питания;

частоту потребления отдельных продуктов питания и готовых блюд, являющихся источниками витаминов, минеральных веществ и клетчатки, а также продуктов питания и готовых блюд с избыточным содержанием критически значимых нутриентов;

факторы риска нарушений здоровья обучающихся, связанные с пищевым фактором и низкой физической активностью;

региональные особенности питания детей.

1.2. Проведение мониторинга питания обучающихся общеобразовательных организаций (далее - мониторинг) обеспечивается посредством интервьюирования и использования обезличенных сведений анкет, полученных от интервьюированных.

1.3. МР предназначены для специалистов органов и подведомственных организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, принимающих участие в реализации ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография" в соответствии с приказом Роспотребнадзора от 10.01.2022 N 5.

1.4. Мониторинг питания обучающихся в рамках ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография" реализуется с 2019 г.

В 2023 г. мониторингом было охвачено 4565 общеобразовательных организаций (в 2022 г. - 3275, в 2021 г. - 2979, в 2020 г. - 2283, 2019 г. - 2804).

1.5. В интервьюировании принимали участие обучающиеся совместно с родителями (законными представителями), руководители общеобразовательных организаций и организаторы (операторы) питания.

В 2023 г. в соответствии с программой исследования было проинтервьюировано 215 728 обучающихся и их родителей (в 2022 г. - 113 064 чел., в 2021 г. - 41 177 чел., в 2020 г. - 35 331 чел., в 2019 г. - 14 910 чел.).

1.6. В результате исследования была дана оценка распространенности ожирения и избыточной массы тела у детей. Так, распространенность ожирения у детей в 2023 г. составила - 8,9 случаев на 100 чел., избыточной массы тела - 18,6 случаев на 100 детей.

1.7. По результатам мониторинга были определены отдельные статистически значимые коэффициенты корреляции, подтверждающие эффективность реализуемых профилактических мер, направленных на улучшение структуры и содержания организованного и неорганизованного питания, повышение спроса и удовлетворенности организованным питанием, привитие навыков здорового питания и образа жизни.

1.8. По результатам анализа информации в 60-ти субъектах Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (далее - орган управления образованием субъекта Российской Федерации) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также при участии территориальных органов Роспотребнадзора в 2023 г. были разработаны дорожные карты, направленные на улучшение организации и структуры питания детей школьного возраста, выработку навыков здорового пищевого поведения и потребности в здоровом питании, имеющие большое значение в профилактике ожирения и избыточной массы тела у детей.

1.9. Основными задачами мониторинга на 2024 г. являются методическое сопровождение и научное обоснование мероприятий по профилактике ожирения и избыточной массы тела у детей, в том числе с учетом региональных особенностей питания, проработки основ оценки риска ожирения у детей, обоснования критериев эффективности мероприятий в контексте коллективной и индивидуальной профилактики.

1.10. В проведении мониторинга питания обучающихся в общеобразовательных организациях в рамках ФП "Укрепление общественного здоровья" НП "Демография" в 2024 г. принимают участие 85 субъектов Российской Федерации, в том числе:

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Крым, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область, г. Севастополь.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ, г. Санкт-Петербург.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия, Забайкальский край.

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Пермский край.

Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.

1.11. Настоящими МР предлагается последовательность этапов проведения территориальными органами и организациями Роспотребнадзора интервьюирования во взаимодействии с органами управления образованием в субъекте Российской Федерации, общеобразовательными организациями, организаторами питания, обучающимися и их родителями (законными представителями), внесения их результатов в автоматизированную систему сбора и анализа результатов.