1.2.9. Реализация мероприятий по развитию технологий SupTech и RegTech

- Опубликованы Основные направления развития технологий SupTech и RegTech <12> на период 2021 - 2023 годов и соответствующий план мероприятий до 2023 года, в рамках которого было реализовано 8 мероприятий:

--------------------------------

<12> Основные направления развития технологий SupTech и RegTech на период 2021 - 2023 годов. Банк России. 2021.

1) Внедрен инструмент "Надзорное стресс-тестирование банков и банковского сектора". Разработаны методологические документы, а также внутреннее приложение по стресс-тестированию.

Реализация мероприятия позволила повысить оперативность и точность надзорных оценок устойчивости банков к стрессовым событиям.

2) Разработана и внедрена модель оценки кредитного риска по юридическим лицам на основе публичных финансовых и транзакционных данных заемщиков в рамках сервиса "Аналитика самообслуживания".

Разработанная модель позволила значительно упростить анализ кредитного риска заемщиков.

3) Создан реестр детальных данных о предметах залога, принятых кредитными организациями в качестве обеспечения по ссудам, предоставленным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и сервис для его анализа.

Реализация мероприятия позволила Банку России повысить качество надзора за кредитными организациями по формированию резервов на возможные потери по ссудам.

4) Реализован механизм анализа новостного фона для оценки рисков поднадзорных организаций (МФО, брокеров, НПФ, ПИФ, УК) и для допуска соискателей на финансовый рынок. Реализация мероприятия позволила в оперативном режиме получать дополнительную информацию в отношении организаций, выявлять потенциально значимые для надзора и защиты прав потребителей события и принимать необходимые меры реагирования.

5) Обеспечено развитие системы "Единое досье" (системы консолидации данных о поднадзорных организациях из различных источников), что позволило использовать расширенные настройки для поиска поднадзорных организаций по виду деятельности.

6) Обеспечено построение схем движения денежных потоков некредитных финансовых организаций на основании данных выписок со счетов, открытых в кредитных организациях, за счет автоматизации анализа больших данных.

Инструмент позволил значительно упростить процесс анализа денежных потоков поднадзорных организаций.

7) Утверждена Концепция системы внешнего аудита информационной безопасности. Использование разработанных подходов позволит обеспечить качество и достоверность оценки соответствия защиты информации в организациях кредитно-финансовой сферы.

8) Создана платформа "Знай своего клиента" (Платформа ЗСК), которая с 01.07.2022 ежедневно обеспечивает кредитные организации информацией об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к одной из групп риска проведения подозрительных операций.

Использование Платформы ЗСК позволяет повысить прозрачность банковских операций, снизить нагрузку на участников финансового рынка и создать условия для проведения платежей лиц, отнесенных к группе низкого уровня риска, а также одновременно с этим уменьшить операционные расходы кредитных организаций на выявление подозрительных операций. В том числе благодаря запуску Платформы ЗСК в 2023 году почти в 2 раза по сравнению с 2022 годом снизились объемы обналичивания по платежным картам компаний и индивидуальных предпринимателей с 26,1 млрд до 14,6 млрд рублей. По сравнению с 2022 годом объемы обналичивания денежных средств и их вывода за рубеж по подозрительным основаниям сократились на 11 и 15% (до 82 млрд и 31 млрд рублей соответственно).