Заключение по разделу 1

В рамках реализации мероприятий по цифровизации финансового рынка в 2018 - 2024 годах Банк России совместно с государственными органами и участниками финансового рынка сформировал необходимые условия для развития и внедрения инноваций на финансовом рынке:

1) Созданы правовые основы для развития рынка цифровых прав как нового способа привлечения инвестиций. По итогам II квартала 2024 года количество лиц, выпустивших ЦФА, составило 146, число пользователей информационных систем превысило 145 тысяч. Состоялось размещение 535 выпусков ЦФА совокупным объемом 190,5 млрд рублей. Обеспечена возможность использования цифровых прав в качестве встречного предоставления при осуществлении внешнеторговой деятельности.

2) Обеспечение правовой базы для запуска нового сектора - финансовых платформ - позволило создать условия для снятия географических ограничений и расширения линейки дистанционных финансовых продуктов, в том числе для жителей отдаленных и малонаселенных регионов.

По состоянию на 30.06.2024 общий объем сделок, заключенных с использованием финансовых платформ, составляет 259,6 млрд рублей.

3) Активное развитие платежной инфраструктуры, включая платежную систему "Мир" и СБП, наряду с инновационными решениями участников финансового рынка, позволило организациям разрабатывать новые платежные сценарии и конкурировать за клиентов посредством предоставления цифровых сервисов, в том числе внедряя новые способы оплаты. Так, на каждого россиянина в среднем приходится более трех платежных карт, переводами в СБП пользуются 6 из 10 жителей страны, оплатой товаров и услуг - 4 из 10, в том числе по QR-коду. В 2023 году 56% всех внутрироссийских карточных операций осуществлялись с помощью карт "Мир". Доля безналичных платежей в розничном обороте продолжает стабильно расти и по итогам 2023 года составила 83,4%.

4) Запуск Единой биометрической системы позволил проводить удаленную идентификацию и аутентификацию клиентов. Услуги с ее использованием оказывают 87 банков. Растет доверие, и постепенно расширяются сценарии применения биометрии: ее можно использовать для оказания финансовых услуг - например, запущен сервис оплаты проезда в метрополитене, проведены первые транзакции с использованием биоэквайринга.

5) Цифровой профиль предоставил возможность финансовым организациям автоматически получать данные о клиентах с их согласия, что позволяет сократить издержки участников рынка и сделать процесс получения финансовых продуктов и услуг более удобным для клиентов. С момента запуска в 2020 году граждане воспользовались Цифровым профилем 78,6 млн раз.

6) Запуск Платформы цифрового рубля и принятие необходимой нормативно-правовой базы позволили в рамках пилотирования начать совершать операции с цифровыми рублями. Внедрение цифрового рубля позволит участникам рынка снизить издержки бизнеса, предоставить клиентам инновационные сервисы, а также повысить доступность финансовых услуг. Для граждан все операции в цифровых рублях будут бесплатными.

7) В сфере информационной безопасности реализован комплекс мероприятий, направленных на развитие механизмов противодействия мошенничеству в финансовой сфере и установление требований к защите информации и операционной надежности при применении финансовых технологий. Банк России продолжает работу по мониторингу, выявлению и анализу системных рисков информационной безопасности и киберугроз, обеспечивает обмен информацией с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти и участниками рынка по этим вопросам. В частности, развернута система ФинЦЕРТ, обеспечивающая обмен сведениями между участниками рынка и Банком России о выявленных угрозах и инцидентах.

УРОВЕНЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Рис. 10

00000010.png

Реализация мероприятий по развитию финансовых технологий в 2018 - 2024 годах способствовала созданию условий для цифровизации финансовых услуг. Так, в 2020 - 2023 годах показатель цифровизации финансовых услуг для физических лиц увеличился на 19,9 п.п., а для юридических лиц - на 15,9 процентного пункта.

Вместе с тем некоторые поставленные задачи по кросс-отраслевым инфраструктурным решениям не были реализованы из-за сложности согласования параметров, принципов построения и развития соответствующих проектов и, как следствие, их регулирования.

Так, например, в настоящее время открытыми остаются вопросы в части:

- создания правовых условий для запуска Единой информационной системы проверки сведений об абоненте;

- оперативного вывода новых востребованных сервисов, предоставляемых с использованием Единой биометрической системы;

- модели Открытых данных.

Кроме того, не удалось обеспечить гибкость механизма экспериментальных правовых режимов для оперативного тестирования и запуска цифровых инноваций на финансовом рынке.

С целью реализации указанных задач в рамках Основных направлений 2025 - 2027 Банк России планирует уделить особое внимание вопросам межведомственного взаимодействия и координации работ с профильными федеральными органами исполнительной власти, а также с участниками рынка.