1. Настоящие Правила устанавливают порядок оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями (далее соответственно - оценка эффективности использования средств государственной поддержки, средства государственной поддержки), особенности определения целевого характера использования средств государственной поддержки и применяемые при проведении такой оценки критерии.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"документы, определяющие стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки" - национальный, федеральный или региональный проект или программа, государственная программа (подпрограмма) Российской Федерации, договор о предоставлении бюджетных инвестиций и (или) иной документ, нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, устанавливающий в отношении института инновационного развития цели, и (или) целевые индикаторы и показатели, и (или) задачи предоставления государственной поддержки, правила предоставления соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, принятые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и устанавливающие цели и задачи предоставления государственной поддержки, договоры (соглашения) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также устав института инновационного развития, стратегия (политика) института инновационного развития и (или) долгосрочная программа развития института инновационного развития, любые иные локальные нормативные акты, решения уполномоченных органов института инновационного развития (высших органов управления, наблюдательных органов, исполнительных органов управления, коллегиальных исполнительных органов, иных уполномоченных коллегиальных органов института инновационного развития) (далее - уполномоченный орган института инновационного развития), если такие документы содержат положения, указанные в пункте 13 настоящих Правил;
"долгосрочная программа развития института инновационного развития" - документ (совокупность документов), утвержденный уполномоченным органом института инновационного развития или уполномоченным им лицом, содержащий перечень конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития института инновационного развития, определенных его стратегией, с указанием объема и источников их финансирования, а также показателей ожидаемых результатов деятельности института инновационного развития, его российских и иностранных дочерних обществ (далее - дочерние общества), филиалов;
"орган, уполномоченный на проведение оценки эффективности использования средств государственной поддержки инновационной деятельности" (далее - орган, уполномоченный на проведение оценки) - орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление оценки эффективности расходования средств государственной поддержки;
"конечный получатель государственной поддержки" - юридическое или физическое лицо, осуществляющее реализацию инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, в том числе предоставленных институтом инновационного развития, и (или) его дочерним обществом, и (или) инвестиционным фондом, и (или) "портфельной" компанией. Работники, контрагенты, инвесторы лица, осуществляющего реализацию инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, не признаются конечным получателем государственной поддержки. Конечным получателем государственной поддержки может выступать "портфельная" компания;
"партнер по инновационному проекту" - российская или иностранная коммерческая или некоммерческая организация или иностранная структура без образования юридического лица, в том числе участник инвестиционного фонда, участвующая совместно с институтом инновационного развития или его дочерним обществом в создании и (или) в деятельности "портфельной" компании, в реализации одного или нескольких инновационных проектов без создания "портфельной" компании либо в содействии реализации "портфельной" компанией одного или нескольких инновационных проектов;
"портфельная" компания" - российская или иностранная организация, реализующая с финансовым и (или) организационным участием (финансовой поддержкой) института инновационного развития, и (или) его дочернего общества, и (или) инвестиционного фонда один или несколько инновационных проектов, или организация, осуществляющая предоставление (вложение) средств государственной поддержки конечным получателям государственной поддержки на реализацию одного или нескольких инновационных проектов;
"инвестиционный фонд" - являющийся или не являющийся юридическим лицом венчурный фонд и (или) фонд прямых инвестиций (в том числе паевой инвестиционный фонд, инвестиционное товарищество, иностранная структура без образования юридического лица, фонд в иной организационно-правовой форме в соответствии с применимым законодательством, иные формы коллективных инвестиций), созданный и (или) финансируемый с использованием внебюджетных средств, а также средств государственной поддержки, в том числе предоставленных институтом инновационного развития, его дочерним обществом, осуществляющий вложение привлекаемых средств в "портфельные" компании и (или) в конечных получателей государственной поддержки. Институт инновационного развития в целях управления инвестиционным фондом, осуществляющим венчурное и (или) прямое финансирование, вправе привлекать управляющую компанию (в том числе управляющую организацию, управляющего товарища, управляющего партнера российского или иностранного инвестиционного фонда) (далее - управляющая компания инвестиционного фонда);
"инвестиционные финансовые вложения (расходы)" - принадлежащее институту инновационного развития, его дочернему обществу или товарищам, пайщикам, иным участникам инвестиционного фонда имущество и (или) права требования, приобретенные ими в связи с осуществляемой инновационной деятельностью, в том числе путем осуществления венчурного и (или) прямого финансирования, в частности, права, основанные на участии в уставных (складочных) капиталах, права требования по выданным займам, предоставленным гарантиям и поручительствам, права, удостоверенные эмиссионными и неэмиссионными ценными бумагами, права, предусмотренные договорами, в том числе являющимися производными финансовыми инструментами;
"инновационный проект" - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. Инновационный проект характеризуется высоким допустимым уровнем риска, возможностью недостижения запланированного результата, в том числе экономического эффекта от реализации такого проекта. Для целей применения настоящих Правил моментом получения средств государственной поддержки на реализацию инновационного проекта признается получение указанных средств конечным получателем государственной поддержки, которое осуществляется не ранее принятия подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных частью семнадцатой статьи 2 и абзацем первым пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике".
Моментом завершения контроля со стороны института инновационного развития за эффективностью и (или) целевым характером использования (расходования) средств государственной поддержки конечным получателем государственной поддержки признается принятие институтом инновационного развития отчета о полном расходовании средств государственной поддержки (в случае предоставления финансирования в форме грантов), ликвидация конечного получателя государственной поддержки, в том числе в связи с несостоятельностью (банкротством), выход института инновационного развития (инвестиционного фонда) из числа учредителей (участников) "портфельной" компании и (или) организации - конечного получателя государственной поддержки, возврат выданного займа "портфельной" компанией (конечным получателем государственной поддержки), возврат выданных средств государственной поддержки в форме финансового обеспечения инновационных проектов "портфельной" компанией (конечным получателем государственной поддержки) - в зависимости от того, какое событие наступит раньше;
"институт инновационного развития" - коммерческая или некоммерческая организация (ее правопреемник), созданная (в том числе путем реорганизации) и (или) осуществляющая деятельность на основании федерального закона, указа или распоряжения Президента Российской Федерации, акта Правительства Российской Федерации, закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, являющаяся получателем средств государственной поддержки в допускаемой законодательством Российской Федерации форме, самостоятельно осуществляющая инновационную деятельность и (или) являющаяся субъектом инновационной деятельности, которому Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации предоставляются средства на оказание поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность. Перечень федеральных институтов инновационного развития с указанием федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию их деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации. Перечни региональных институтов инновационного развития с указанием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих координацию их деятельности, утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
"неинвестиционные финансовые вложения (расходы)" - совершенные институтом инновационного развития или его дочерним обществом на безвозвратной и (или) безвозмездной основе вложения, в том числе за счет средств субсидий бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или иное расходование денежных средств в целях оказания поддержки инновационной деятельности, в том числе финансовой, "портфельной" компании и (или) конечного получателя государственной поддержки путем предоставления грантов, пожертвований или на иных условиях;
"риск инновационного проекта" - сложившаяся вследствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей инновационного проекта вероятность потерь вложенных финансовых или иных ресурсов при реализации инновационного проекта, а также частичного или полного неполучения конечного результата в ходе реализации инновационного проекта;
"стратегия (политика) института инновационного развития" - документ (совокупность документов), утвержденный уполномоченным органом института инновационного развития и одобренный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим координацию деятельности соответствующего института инновационного развития, содержащий сведения о стратегических целях и задачах института инновационного развития, об обладающих свойством измеримости целевых и промежуточных индикаторах и показателях, последовательное достижение которых является приоритетной для института инновационного развития задачей (далее - целевые и промежуточные индикаторы и показатели инновационной деятельности), о темпах и динамике (сроках, периодах) достижения таких показателей и иных плановых (прогнозных) результатах осуществляемой институтом инновационного развития деятельности, способствующей последовательному достижению таких индикаторов и показателей;
"уровень готовности технологии" - стадия развития технологии, создание и (или) внедрение которой (в том числе посредством трансфера, разработки, коммерциализации, масштабирования и т.д.) предусмотрены в рамках реализации инновационного проекта, от начальной стадии формирования фундаментальной концепции технологии до завершающей стадии внедрения технологии в конечный продукт и запуска его серийного производства, определяемая в соответствии с общепринятыми российскими и зарубежными методиками, согласно которым выделяются в том числе следующие базовые уровни готовности технологии по мере ее возрастания:
первый уровень - сформулирована фундаментальная концепция технологии и обоснована ее полезность;
второй уровень - определены целевые области применения технологии и ее критические элементы;
третий уровень - получен макетный образец и продемонстрированы его ключевые характеристики;
четвертый уровень - получен лабораторный образец, подготовлен лабораторный стенд, проведены испытания базовых функций связи с другими элементами системы;
пятый уровень - изготовлен и испытан экспериментальный образец в реальном масштабе по полупромышленной (осуществляемой в условиях производства, но не являющейся частью производственного процесса) технологии, воспроизведены (эмулированы) основные внешние условия;
шестой уровень - изготовлен репрезентативный полнофункциональный образец на пилотной производственной линии, подтверждены рабочие характеристики в условиях, приближенных к реальности;
седьмой уровень - проведены испытания опытно-промышленного образца в реальных условиях эксплуатации;
восьмой уровень - окончательно подтверждена работоспособность образца, запущены опытно-промышленное производство и сертификация;
девятый уровень - продукт удовлетворяет всем требованиям - инженерным, производственным, эксплуатационным, а также требованиям к качеству и надежности и выпускается серийно.
Институты инновационного развития могут руководствоваться базовыми уровнями готовности технологий в целях применения в своих локальных нормативных актах.
3. Создаваемые и (или) финансируемые институтом инновационного развития организации для оказания государственной поддержки инновационной деятельности, а также структуры финансового обеспечения инновационных проектов определяются институтом инновационного развития самостоятельно с учетом особенностей его организационно-правовой формы и осуществляемой инновационной деятельности, применяемых инструментов государственной поддержки инновационной деятельности, особенностей реализуемых инновационных проектов и устанавливаются локальными нормативными актами института инновационного развития с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее - постановление).
4. Правила определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, утвержденные постановлением (далее - Правила определения допустимого уровня рисков), пункты 4 - 18 Положения о проведении экспертиз, осуществлении мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинге и контроле целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта, утвержденного постановлением (далее - Положение о проведении экспертиз), и пункт 4 условий и допустимых форм финансового обеспечения инновационного проекта за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, утвержденных постановлением, применяются к инновационным проектам, финансируемым институтом инновационного развития с использованием средств государственной поддержки.
Правила определения допустимого уровня рисков, пункты 4 - 18 Положения о проведении экспертиз и пункт 4 условий и допустимых форм финансового обеспечения инновационного проекта за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, утвержденных постановлением, не применяются:
к неинвестиционным финансовым вложениям (расходам) института инновационного развития, за исключением грантов, предоставленных институтом инновационного развития за счет средств субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике";
к инновационным проектам и (или) инвестиционным фондам, решения о начале финансового обеспечения, в том числе путем предоставления грантов, которых были приняты институтом инновационного развития, его дочерним обществом до вступления в силу постановления.
5. Оценка эффективности использования средств государственной поддержки институтом инновационного развития осуществляется органом, уполномоченным на проведение оценки, с учетом содержания и результатов деятельности дочерних обществ института инновационного развития, а также управляющей компании (управляющих компаний) инвестиционного фонда в случае ее (их) привлечения институтом инновационного развития.
6. При проведении оценки эффективности использования средств государственной поддержки участие института инновационного развития в реализации инновационного проекта учитывается в любой допустимой законодательством Российской Федерации форме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей