<Письмо> МЧС России от 14.10.2024 N 43-6533-19 <О совершенствовании нормативного правового регулирования, оптимизации требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 14 октября 2024 г. N 43-6533-19

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на постоянной основе проводит работу по совершенствованию нормативного правового регулирования, оптимизации требований пожарной безопасности, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности.

Указанная работа для достижения наилучшего и сбалансированного результата проводится в тесном сотрудничестве с профильными экспертными и бизнес-сообществами.

В соответствии со статьями 5.2, 48, 52, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция, капитальный ремонт, эксплуатация зданий и сооружений должны осуществляться в соответствии с проектной документацией, разработанной в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение), предусмотрено, что разделы проектной документации разрабатываются в объеме материалов, содержащих архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения требований технических регламентов, в том числе требований пожарной безопасности.

В свою очередь, раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", предусмотренный пунктом 26 Положения, содержит описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства (здания, сооружения), а также иных противопожарных мероприятий.

Достаточность указанных мероприятий определяется в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), на основании которой пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований, установленных Техническим регламентом, а также одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, включенных в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.02.2023 N 318;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом;

3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (далее - СТУ);

4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации (далее - СТО), который согласован в соответствии с Порядком согласования стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 15.11.2022 N 1161 (далее - Порядок);

5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.

При этом особое внимание обращается на соблюдения положений части 5.2 статьи 49 ГрК РФ, которые определяют, что при проведении экспертизы проектной документации объекта защиты осуществляется оценка ее соответствия требованиям пожарной безопасности, действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет.

Выбор условия или сочетания условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности определяется при разработке задания на проектирование.

При обосновании мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в ходе проектирования объекта защиты, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, изменении функционального назначения следует учитывать следующее:

1. При выполнении в полном объеме положений, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 6 Технического регламента, разработка иных документов, в том числе СТУ, СТО, проведение расчетов по оценке пожарного риска (далее - расчет), расчетов тепловых потоков, формирование отчетов по результатам проведения анализа пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны, а также иных расчетов и (или) испытаний не требуется.

2. Согласно части 7 статьи 6 Технического регламента порядок проведения расчета определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.

Порядок проведения расчетов установлен Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 N 1084 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России.

Требования к порядку оформления отчета по результатам проведения расчета, согласно пункту 9 Правил, устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности, в частности сводом правил СП 505.1311500.2021 "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению", утвержденным приказом МЧС России от 29.09.2021 N 645.

Приказом МЧС России от 14.11.2022 N 1140 утверждена методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности.

Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404 утверждена методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах.

Вместе с тем, с 01.01.2025 вступает в силу приказ МЧС России от 26.06.2024 N 533 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах", отменяющий ранее утвержденную методику.

Следует отметить, что результаты и выводы, полученные при расчете по оценке пожарного риска, используются для обоснования только тех параметров и характеристик объекта защиты, которые учитываются указанными методиками.

В соответствии с пунктом 43 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, в случае представления в установленном порядке в орган государственного пожарного надзора (подразделение государственного пожарного надзора) расчета в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия проверяется:

соответствие исходных данных, а также параметров и характеристик объекта, которые учитываются в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;

соответствие требованиям, установленным Правилами.

В случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия несоответствия расчета предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов, контрольное (надзорное) мероприятие продолжается с установлением (оценкой) выполнения требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом.

При несоответствии результатов расчета лицом (лицами), проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются причины несоответствия расчета предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов.

Методики оценки рисков выполнены таким образом, что при проведенных расчетах с наличием в исходных данных отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечивать безопасность людей (пути эвакуации, система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, система противодымной защиты, автоматических и автономных установок пожаротушения и т.п.), а также при отсутствии достаточно серьезной и качественной проработки компенсирующих мероприятий (объемно-планировочных решений и системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты), заключение таких расчетов получат заведомо ложный результат, превышающий уровень пожарного риска.

3. В соответствии с частью 2 статьи 78 Технического регламента на этапе проектирования вновь строящихся объектов защиты, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, должны быть разработаны СТУ, что является непосредственной обязанностью хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 Технического регламента СТУ отнесены к одному из условий соответствия объекта защиты, тем самым наделяя правом соответствующих хозяйствующих субъектов осуществлять разработку СТУ на этапе эксплуатации зданий, сооружений.

При этом, в силу пункта 2 части 3 статьи 4 Технического регламента, СТУ является нормативным документом по пожарной безопасности.

4. На основании пункта 4 части 1 статьи 6 Технического регламента для перспективных средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, характеристики и (или) область применения которых не установлены нормативными документами по пожарной безопасности, при положительных результатах соответствующих испытаний, имеется возможность применения СТО, согласованного в установленном порядке.

При этом, учитывая положения Порядка, СТО не должны содержать отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности.

5. В настоящее время возможность проведения исследований, расчетов и (или) испытаний нормативными правовыми актами Российской Федерации не ограничивается, а в качестве примера расчета может выступать определение безопасных противопожарных расстояний на основе расчетной оценки плотности теплового потока, воздействующего при пожаре в одном объекте защиты на ограждающие конструкции соседнего здания, или алгоритм по разработке отчета по анализу пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны (далее - отчет).

Одновременно сообщается, что процедуры, а также необходимость согласования с МЧС России результатов расчетов по оценке пожарного риска, отчета, соответствующих программ и других исследований, расчетов или испытаний нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.

На основании изложенного, в целях обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, при разработке проектной документации, необходимой для проектирования и эксплуатации зданий, в проектную документацию необходимо включать обоснованные технические решения в виде мер пожарной безопасности, дифференцированных в соответствии с одним из выбранных условий, определенных частью 1 статьи 6 Технического регламента, предусматривающей вариативность подходов к обеспечению пожарной безопасности объектов защиты и учитывающей возможность отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности.

Кроме этого, в связи с вступлением в силу изменений в положения статьи 8 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений), в части установления нормирования требований пожарной безопасности исключительно положениями Технического регламента, МЧС России проводится работа, направленная на исключение требований пожарной безопасности из нормативных документов, утвержденных в целях подтверждения соответствия зданий и сооружений требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

В связи с этим, одной из приоритетных задач МЧС России остается работа по дальнейшему улучшению вышеуказанного набора инструментов для удобства исполнения хозяйствующими субъектами действующих нормативных требований с целью обеспечения пожарной безопасности объектов защиты.

А.М.СУПРУНОВСКИЙ