7.2.4. Организация процесса обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения (далее - ЭО), дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ). Организации обеспечивают реализацию образовательных программ обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.

Обучение с использованием ЭО и ДОТ осуществляется в соответствии с ЛНА ООВО.

Организация образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с использованием ЭО, ДОТ основана на применении разнообразных форм, методов, технологий педагогического взаимодействия всех участников учебного процесса. Следует предусмотреть:

- посещение обучающимися с инвалидностью онлайн-занятий по расписанию группы или в соответствии с индивидуальным графиком подключения к самостоятельно изучаемому учебному материалу или к занятиям параллельно с находящейся в учебных помещениях группой;

- онлайн-работу и взаимодействие обучающихся в "виртуальных группах";

- самостоятельное изучение материала, находящегося в электронной образовательной среде Организации;

- дополнительные консультации преподавателями в пределах базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования с участием обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью.

Образовательные материалы должны соответствовать принципам универсального дизайна и иметь альтернативную версию нетекстового контента.

Учебные материалы разрабатываются в формате, доступном для восприятия обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, с учетом требований законодательства [23].

Занятия с использованием ЭО и ДОТ проводятся с учетом особенностей обучающихся.

В частности, для обучающихся с нарушением слуха при организации онлайн-занятий требуется, во-первых, учитывать необходимость удаленного подключения переводчика РЖЯ или организации рабочего места данного специалиста в аудитории, из которой осуществляется трансляция в случае, если переводчик РЖЯ сопровождает занятия в обычном режиме [19]. Во-вторых, дублировать изучаемый материал на слайдах презентаций, усиливать наглядность изложения за счет использования рисунков, графиков, инфографики, таблиц, видео.

ЭИОС ООВО рассматривается как совокупность информационных и образовательных ресурсов, информационно-телекоммуникационных технологий и соответствующих технических и технологических средств. Основными функциями ЭИОС являются:

- сопровождение образовательного процесса по программам, реализуемым ООВО;

- обеспечение доступа участникам образовательного процесса к учебным планам, рабочим программам, электронным депозитариям и другим ресурсам, указанным в рабочих программах;

- возможность фиксации учебной деятельности, результатов достижений обучающихся в ходе освоения образовательной программы;

- применение в учебном процессе ЭО и ДОТ;

- разработка обучающимися электронного портфолио, содержащего результаты учебной и внеучебной деятельности, а также рецензии и оценки со стороны участников образовательного процесса;

- взаимодействие (синхронное и/или асинхронное) через сеть "Интернет" между участниками образовательного процесса.

Также в условиях ЭО ООВО решают задачи, связанные с обеспечением обучающихся с инвалидностью и ОВЗ информацией, представленной в доступной форме, необходимой для освоения образовательной программы и организацией взаимодействия с преподавателями и другими обучающимися любыми доступными способами. Для этого используются ассистивные технологии.

Для людей с нарушением зрения ассистивные информационные технологии помогают получить визуальную информацию в форме, доступной для восприятия. Для них актуальны программные продукты и сервисы, преобразующие интерфейс, текст или визуальные дидактические материалы в аудиоформат посредством электронных синтезаторов речи и нейросетей. Цель адаптации ЭИОС для программ экранного доступа состоит в возможности самостоятельной навигации, а также перевода образовательных материалов в форме цифрового текста и визуальных материалов в аудиоформат, который человек будет хорошо понимать при прочтении.

Для людей с нарушениями слуха ассистивные информационные технологии помогают получить аудиоинформацию в форме, доступной для восприятия. Для них актуальны программные продукты и сервисы, преобразующие речь или аудиозапись в текст или РЖЯ. Цель транскрибации - качественно перевести речь в текстовый формат, который человек будет хорошо понимать при прочтении. Подобные программы рекомендуется использовать для общения глухих людей со слышащими, а также восприятия речи преподавателя на лекционных занятиях.

Субтитры необходимы для передачи слуховой информации глухим или слабослышащим людям. Субтитры могут быть сформированы автоматически или вручную с использованием специального программного обеспечения. При этом для передачи визуальной информации слепым или слабовидящим людям необходимо обеспечить тифлокомментирование.

Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ассистивные информационные технологии служат для облегчения взаимодействия с компьютером или мобильным устройством и способствуют более быстрому и комфортному вводу информации и управлению компьютером. С помощью сочетания клавиш (стандартных и пользовательских) выполняются задачи, обычно требующие использования компьютерной мыши. Виртуальная или экранная клавиатура используется вместо физической клавиатуры и служит для ввода текста, в том числе с использованием функции прогнозирования текста, предлагающей варианты слов по набранным символам. Она также помогает людям с дисграфией снизить вероятность орфографических и грамматических ошибок. Набор текста с помощью голоса, или технология Speech-to-Text, позволяет преобразовывать произнесенные слова в письменный текст в режиме реального времени.

Организации необходимо предусмотреть предварительное информирование и подготовку преподавателей к работе с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ с использованием ДОТ в части обеспечения доступности и качества обучения с учетом их нарушений здоровья и индивидуальных особенностей.