9. Комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в процессе обучения

9. КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

И ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в ООВО осуществляется с целью содействия в успешном освоении образовательной программы и последующего трудоустройства.

Сопровождение реализуется при запросе и согласии самого обучающегося. в соответствии с психофизическими особенностями этой категории обучающихся с учетом ИПРА и/или рекомендаций ПМПК (при наличии).

Комплексное сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, как правило, организуется в следующих формах [18]: организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное; социальное, а также тьюторское.

1. Организационно-педагогическое сопровождение включает:

- контроль за посещаемостью занятий;

- помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

- организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся;

- контроль прохождения аттестации, ликвидации академических задолженностей;

- коррекцию взаимодействия преподаватель - студент, студент - студент;

- консультирование преподавателей и сотрудников по учету психофизических особенностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в учебном процессе;

- коррекцию ситуаций затруднений в процессе обучения;

- проведение инструктажей и семинаров для преподавателей, руководителей практик, тьюторов и т.д.

2. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на помощь обучающимся с инвалидностью и ОВЗ в профессиональном и личностном развитии в процессе получения высшего образования и может включать:

- психолого-педагогическую диагностику с целью выявления рисков дезадаптации и личностных дефицитов;

- психолого-педагогическую помощь педагогам в области формирования мотивационно-личностной готовности к реализации инклюзивного обучения;

- разработку и реализацию программ адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;

- проведение мероприятий для развития социально-коммуникативных навыков и личностных качеств обучающихся;

- оказание психологической помощи в форме индивидуальных и групповых консультаций;

- организацию событий инклюзивной направленности для создания дружественной социокультурной среды;

- вовлечение обучающихся в различные формы внеаудиторной работы: участие в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ, волонтерских организаций и т.п.

3. Медицинско-оздоровительное сопровождение направлено на сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе лиц с инвалидностью и ОВЗ. Может включать: организацию профилактических осмотров; оказание при необходимости медицинской помощи (в соответствии с ЛНА ООВО); проведение мероприятий по здоровьесбережению и т.п.

4. Социальное сопровождение - совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с инвалидностью: содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии; обеспечение социальных выплат; выделение материальной помощи; стипендиальное обеспечение (социальная стипендия).

5. Тьюторское сопровождение предполагает персональное сопровождение обучающегося в образовательном пространстве и направлено на содействие обучающимся в конструировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий в процессе получения высшего образования.

Тьюторское сопровождение обучающихся в ООВО, как правило, включает:

- координацию действий учебного подразделения, преподавателя(-ей) и обучающегося с инвалидностью и ОВЗ при организации образовательного процесса и создании необходимых условий обучения;

- подбор и использование наиболее эффективных приемов, форм и методов, образовательных технологий индивидуализации образовательного процесса с учетом состояния здоровья обучающегося;

- контроль за своевременным и качественным освоением образовательной программы обучающимися с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса, степенью усвоения содержания изучаемых курсов, дисциплин;

- организацию встреч, консультаций по текущим организационным и учебным вопросам с участием обучающегося, преподавателя(-ей), специалистов РУМЦ и других лиц (при необходимости);

- участие в разработке и реализации адаптированных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуального учебного плана и графика обучения (при необходимости);

- ведение индивидуальной карты обучающегося [24].

Комплексное сопровождение осуществляется соответствующими структурными подразделениями и/или лицами в соответствии с их обязанностями и координируется проректором, ответственным за данную работу в Организации.

К комплексному сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в ООВО рекомендуется привлекать членов волонтерского движения. Инклюзивное добровольчество может реализовываться на базе существующих волонтерских центров (движений, общественных организаций и т.п.) ООВО. Кроме того, в подразделениях (факультетах, институтах, кафедрах) могут создаваться волонтерские отряды, призванные оказывать ситуационную помощь по запросу обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в период трудной жизненной ситуации (например, во время пандемии), а также решать задачи сопровождения участников инклюзивных событий.

Волонтеры могут реализовывать следующие функции по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:

- помощь в освоении и применении программного обеспечения и компьютерного оборудования в условиях дистанционного образования;

- содействие в налаживании коммуникации с преподавателями и обучающимися, получении обратной связи;

- помощь в обработке учебного материала, оформлении и сдаче работ;

- поддержка в решении социально-бытовых проблем и пр.