7.2.5. Организация практической подготовки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

Практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы [4, ст. 2, п. 24].

Практическая подготовка обучающихся с инвалидностью и ОВЗ организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья [14, п. 14].

Практическая подготовка может быть организована непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность или в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (профильная организация) на основании договора, заключаемого между ООВО и профильной организацией [4, ст. 13, ч. 7].

Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом.

Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом, в том числе индивидуальным.

Практическая подготовка при изучении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Одним из видов практической подготовки является практика обучающихся ООВО. Практика организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Виды практики и способы ее проведения определяются основной профессиональной или адаптированной программой.

При направлении обучающегося на практику необходимо учитывать, что существуют ограничения для занятий некоторыми видами деятельности.

При прохождении производственной практики рекомендуется организовать сопровождение обучающегося с инвалидностью в профильной организации представителем ООВО и/или работником этой организации.

Порядок прохождения учебных и производственных практик обучающихся определяется Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 885/390 "О практической подготовке обучающихся" и ЛНА ООВО о практической подготовке и практике обучающихся, осваивающих ОПОП ВО.

При адаптации программ и/или реализации практик для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. Цели, задачи, планируемые результаты практик, формируемые компетенции не меняются и определяются ОПОП ВО по направлению подготовки (специальности).

2. При определении мест прохождения практик обучающимися с инвалидностью учитываются рекомендации органов МСЭ, содержащиеся в ИПРА.

Выбор мест прохождения практик для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ проводится с учетом требований их доступности и возможности освоения требуемых компетенций и трудовых действий в соответствии с ФГОС ВО и профессиональными стандартами. В целях обеспечения индивидуальной образовательной траектории обучающимся с инвалидностью и ОВЗ может предоставляться возможность выбора организации, на базе которой проходит практика. Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях ООВО.

3. В договоре с профильной организацией, принимающей участие в проведении практики, при необходимости отражаются условия прохождения практики обучающимся с ОВЗ и инвалидностью. Предварительно эти условия должны быть согласованы. Для этого желателен выезд в профильную организацию сотрудника структурного подразделения, ответственного за организацию практики, и сотрудника службы сопровождения лиц с инвалидностью в процессе обучения, которые определяют возможность создания соответствующих условий практической деятельности с учетом ограничений здоровья обучающегося. Они также могут принять участие в проведении разъяснительной и подготовительной работы с сотрудниками профильной организации.

В соответствии с договором о практической подготовке рабочие места для прохождения практики обучающимися с инвалидностью и ОВЗ оснащаются профильной организацией с учетом индивидуальных особенностей и ограничений жизнедеятельности. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места, соответствующие установленным требованиям.

4. Формы проведения практики для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ должны быть установлены с учетом их индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Учет индивидуальных особенностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ отражается в индивидуальном задании на практику.

5. Для проведения практики при необходимости могут привлекаться специалисты, осуществляющие индивидуальное сопровождение (тьютор, педагог-психолог (психолог, специальный психолог), социальный педагог, специалист по специальным техническим и программным средствам обучения, переводчик РЖЯ, тифлокомментатор, тифлосурдопереводчик и др.).

6. Формы и методы контроля и оценки результатов практики разрабатываются на основе универсального дизайна и с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Способы оценивания должны предусматривать возможность разных вариантов презентации достижений обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, возможность пользоваться индивидуальными устройствами и средствами, позволяющими адаптировать материалы, осуществлять прием и передачу информации с учетом их индивидуальных особенностей, увеличение продолжительности проведения аттестации, возможность присутствия ассистента (тьютора) для оказания необходимой помощи (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем и прочее).

7. Руководители практики от образовательной и профильной организаций должны быть ознакомлены с психолого-физическими особенностями и способами работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ в соответствии с нозологией, программой практики, адаптированной, при необходимости, для данной категории обучающихся, получить рекомендации об особенностях организации практики обучающегося с инвалидностью и ОВЗ и учитывать их в работе.