4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ

Основные требования к организации приемной кампании для лиц с инвалидностью и ОВЗ закреплены в законодательстве [16, р. X].

Необходимо помнить, что поступающему с инвалидностью или ОВЗ не может быть отказано в приеме на основании того, что в Организации отсутствуют специальные условия для получения образования или на основании того, что в ИПРА не указаны конкретные образовательные организации или конкретные специальности (направления подготовки) [19].

Сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью на данном этапе включает информирование о реализуемых образовательных программах, помощь в подборе направления подготовки и подаче документов, предоставление специальных условий, включая услуги переводчика русского жестового языка (далее - РЖЯ), тифлосурдопереводчика, тифлокомментатора, ассистента и др.

Для приема документов, консультирования поступающих и проведения вступительных испытаний Организации рекомендуется определить [21, п. 4.7]:

- представителя Организации, консультирующего поступающих с инвалидностью по вопросам обучения и специальных условий, созданных в Организации, а также выявляющего особые образовательные потребности, для создания необходимых специальных условий на вступительных испытаниях;

- сотрудника приемной комиссии, осуществляющего консультирование по вопросам подачи документов, регистрацию поступающего, запись на вступительные испытания (при необходимости), формирование личного дела, а также фиксирующего необходимость предоставления специальных условий при проведении вступительных испытаний и пр.

Эти обязанности может выполнять один и тот же сотрудник.

В случае очной подачи документов в приемную комиссию для каждого поступающего с нарушением зрения по его запросу рекомендуется назначить помощника, в т.ч. из числа студентов-волонтеров, готового оперативно оказывать помощь при возникновении трудностей организационного характера (при заполнении документов, получении информации о времени и месте проведения экзаменов, сопровождения по территории Организации и др.). В случае необходимости волонтер может также назначаться и для остальных категорий лиц с ОВЗ и инвалидностью [21, п. 4.9].

Право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы [4, ст. 71, п. 5, пп. 2, 3].

Поступающие с инвалидностью предоставляют в приемную комиссию необходимые документы:

- документ, подтверждающий инвалидность (оригинал и/или электронная копия документа (скан или фотокопия), или реквизиты документа (серия и номер справки, кем выдана, дата выдачи, срок действия справки);

- копию ИПРА (по своему усмотрению) с целью определения спектра предоставляемых ООВО специальных условий обучения.

Поступающие с ОВЗ представляют, при наличии, заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения.

В ходе приемной кампании рекомендуется вести учет и сопровождение лиц с инвалидностью, поступающих как по особой квоте, так и по общему конкурсу или на договорной основе, независимо от формы обучения.

Для информационной поддержки абитуриентов рекомендуется подготовить буклет - памятку ООВО "Абитуриенту с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья" с указанием следующих параметров:

- алгоритм поступления для лиц с инвалидностью и ОВЗ со всеми этапами подготовки и действий;

- специальные образовательные условия для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в ООВО;

- меры социальной поддержки обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в ООВО;

- содействие в трудоустройстве выпускникам с инвалидностью;

- контакты и необходимые ссылки для получения дополнительной информации.