6. Обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и услуг образовательной организации

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ

И УСЛУГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В Организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [4, ст. 79, п. 3].

Доступность для инвалидов объектов и услуг включает:

1. Обеспечение беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью на территорию, прилегающую к зданиям и объектам Организации, используемым для предоставления услуг лицам с инвалидностью, что обеспечивается оборудованием входных групп для возможности беспрепятственного входа на объекты и выхода из них.

2. Доступность информации - обеспечение объектов Организации средствами информации для ориентации и навигации инвалидов, включая дублирование для инвалидов по слуху звуковой информации - зрительной информацией; для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией; а также доступность информации, представленной в цифровом виде, включая доступность электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС), библиотечных фондов.

3. Доступность услуг Организации, включающая доступность путей движения внутри зданий; санитарно-гигиенических помещений, гардероба. При оказании образовательных услуг обеспечивается доступность учебных аудиторий и учебных мест для инвалидов; библиотеки и библиотечных фондов; ЭИОС; помещений для приема пищи, проведения культурно-массовых мероприятий, занятий физической культурой и спортом; доступность общежитий для проживания.

Специальные требования к организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ конкретизируются в ЛНА Организации.

Основные особенности организации образовательного процесса сводятся к следующему.

Обучение по образовательным программам инвалидов осуществляется Организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

В целях доступности получения образования инвалидами Организацией обеспечивается [17, Р. III]:

для инвалидов по зрению:

- наличие адаптированной версии для программ экранного доступа официального сайта организации в сети "Интернет", ресурсов ЭИОС организации для незрячих и альтернативной версии сайта и ЭИОС для слабовидящих;

- размещение в доступных местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля), либо представлена в цифровом формате доступном для прочтения программами экранного доступа и средствами цифрового укрупнения текста;

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт, цифровой образ адаптированный для прочтения программами экранного доступа или аудиофайлы);

- обеспечение адаптации визуальных и графических дидактических материалов тифлокомментариями и текстовыми описаниями (в аудиоформате или цифровом тексте, доступном для прочтения программами экранного доступа и синтезаторами речи);

- обеспечение доступа обучающегося и использующего собаку-проводника [4, 27], к зданию организации;

для инвалидов по слуху:

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));

- обеспечение надлежащими звуковыми и визуальными средствами воспроизведения информации;

для инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Важную роль в обеспечении доступности для инвалидов профессионального образования играет применение ДОТ. Организации имеют право реализовывать образовательные программы или их части с применением ЭО и ДОТ при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) обучающихся. Следует обратить внимание на то, что имеются направления подготовки и специальности высшего образования, реализация которых не допускается с применением исключительно электронного обучения (далее - ЭО) и ДОТ, что определяется соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (далее - ФГОС ВО).

В Организации принимаются меры по поэтапному повышению уровня доступности, проводится обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг. В паспорте отражаются управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации [10].

На основании паспортов доступности в Организации составляются видеопаспорта доступности (ознакомиться с алгоритмом-инструкцией по созданию модели видеопаспорта доступности можно на портале: https://инклюзивноеобразование.рф/uploads/document/press_reliz/algoritm_videopasport.pdf) и "План мероприятий" ("Дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг на период до 2030 года". [11]

В случаях, если существующие объекты невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, необходимо обеспечить предоставление необходимых услуг там, где это возможно по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме [3, ст. 15, п. 8].