7.2.2. Обучение по адаптированным программам

Адаптированная образовательная программа высшего образования должна обеспечивать достижение обучающимися с инвалидностью и ОВЗ результатов, установленных соответствующим ФГОС ВО.

Основанием для разработки Организацией АОП ВО является личное заявление обучающегося или его родителя (законного представителя), к которому прикладываются копии следующих документов: заключение ПМПК и/или справка МСЭ, ИПРА.

АОП ВО разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно на основе соответствующей ОПОП ВО на основании ЛНА Организации с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, а также рекомендаций, содержащихся в ИПРА.

Заявление от обучающегося может быть принято на любом этапе обучения после опубликования приказа о зачислении.

Адаптацию программ рекомендуется возлагать на структурные подразделения и работников ООВО, ответственных за разработку соответствующих ОПОП ВО.

При разработке АОП не допускается внесение изменений в язык обучения, характеристику профессиональной деятельности и компетентностную модель выпускника.

В таблице 1. приводятся изменения, вносимые в ОПОП ВО при ее адаптации.

Таблица 1.

Изменения, вносимые в разделы ОПОП ВО при адаптации

Разделы ОПОП ВО

Рекомендуемые изменения/дополнения

Титульный лист, аннотация

Указание на адаптацию для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ конкретной нозологической группы

Термины и определения

Дополнение соответствующими терминами и определениями

Нормативно-правовые акты

Дополнение документами, содержащими нормы по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ

Срок обучения

Возможно увеличение, но не более чем на 1 год для программ бакалавриата и специалитета, и полгода для программ магистратуры (при обучении по индивидуальному учебному плану).

Календарный учебный график

Изменение в случае увеличения сроков обучения.

Кадровое обеспечение

Дополнение сведений о преподавателях, реализующих адаптационные дисциплины, специалистах сопровождения (тьютор, психолог, социальный педагог, специалист по техническим и программным средствам обучения, переводчик РЖЯ, тифлокомментатор, тифлосурдопереводчик).

Перечень дисциплин

Рекомендовано добавление адаптационных дисциплин (модулей) в учебные планы как в часть, формируемую участниками образовательных отношений, так и в качестве факультативов.

Рабочие программы дисциплин (модулей)

Дополнение специальными формами и методами обучения в зависимости от нозологии.

Указываются:

- возможность полного или частичного использования ДОТ, ЭО;

- специальные формы и методы обучения;

- обеспечение печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся;

- особенности процедур аттестации.

Практическая подготовка

Организуется с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, рекомендаций МСЭ.

Формы контроля

Дополняются фондом оценочных средств, адаптированных при необходимости к ограничениям здоровья и восприятия информации обучающихся, в том числе с использованием специальных технических и программных средств.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Включаются сведения о дополнительных/альтернативных источниках информации, месте нахождения источников (системе дистанционного обучения Организации; на сайте электронных образовательных ресурсов Организации; в электронных библиотечных системах и др.).

Материально-техническое обеспечение

Добавляются сведения о специальных рабочих местах в аудиториях, специальных технических средств обучения, предусмотренных для обучающихся с различными нарушениями здоровья.

Особое внимание при проектировании содержания АОП ВО следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающиеся с инвалидностью или ОВЗ будут осваивать содержание образования.