2. ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА

Довузовская подготовка должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в ООВО, но и психологической адаптации, профессиональной ориентации, диагностики и коррекции знаний будущих поступающих.

Необходимость специальной довузовской подготовки обусловлена тем, что выпускники общеобразовательных организаций с инвалидностью и ОВЗ зачастую не готовы к обучению в ООВО. Это связано и с недостаточным уровнем базовых знаний, вызванным частыми пропусками занятий по болезни, и с тем, что обучение в ООВО по формам и методам кардинально отличается от учебы в общеобразовательной организации.

Виды и формы довузовской подготовки определяются Организацией самостоятельно.

Довузовская подготовка может осуществляться структурным подразделением, в задачи которого входит выполнение данного вида работ с участием работников, осуществляющих сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе обучения.

В содержание программ довузовской подготовки целесообразно включать дисциплины предметной подготовки, необходимые для сдачи вступительных испытаний, и при необходимости адаптационные дисциплины, ориентированные на дальнейшее инклюзивное обучение.

Основные формы подготовки:

- подготовительные курсы - форма организации дополнительной общеобразовательной подготовки на базе ООВО. В основном это платные программы. Слушатели с инвалидностью и ОВЗ обучаются на общих основаниях при создании необходимых специальных условий обучения;

- подготовительные отделения - подготовка льготных категорий на бюджетной основе. Прием граждан и организация образовательного процесса на подготовительные отделения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и приказом Минобрнауки России от 13 августа 2019 г. N 602 "Об утверждении Порядка приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования" [13]. Ежегодно на конкурсной основе определяется перечень ООВО, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Эти образовательные организации осуществляют подготовку к поступлению в ООВО детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов войны, имеющих документ о среднем общем или среднем профессиональном образовании, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Формы обучения: очная, очно-заочная или заочная в зависимости от заявки ООВО. Учебный план подготовительного отделения для конкретного слушателя обычно включает три предмета, необходимых для сдачи вступительных испытаний;

- специальные программы довузовской подготовки для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Довузовская подготовка реализуется в формате общеразвивающей программы дополнительного образования. Обычно такие программы бесплатны для слушателей и финансируются из средств ООВО. Порядок приема и организация обучения определяются локальными нормативными актами (далее - ЛНА) ООВО. Основной целью довузовской подготовки является предметная подготовка по дисциплинам вступительных испытаний и формирование готовности к дальнейшему эффективному обучению в ООВО. Довузовская подготовка призвана обеспечить преемственность образования, подготовить обучающегося с инвалидностью или ОВЗ к поступлению в ООВО, обеспечить его психологическую адаптацию, профессиональную ориентацию, диагностику и коррекцию знаний.

Обучение по образовательным программам довузовской подготовки рекомендуется учащимся с инвалидностью и ОВЗ выпускных классов (11 или 12), в том числе тем, кто проходил обучение на дому и имеет пробелы в знаниях по причине состояния здоровья, выпускникам средних школ, колледжей, техникумов, а также тем, кто давно окончил школу или колледж.

Набор дисциплин определяется Организацией самостоятельно исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей слушателей с инвалидностью и ОВЗ. В задачи изучения дисциплин адаптационного цикла могут входить: формирование у слушателей навыков планирования времени, самоконтроля в учебном процессе и самостоятельной работы, готовности к профессиональному самоопределению, навыков в овладении ассистивными технологиями и т.д. Также в рамках программы довузовской подготовки предусматривается предметная подготовка по дисциплинам вступительных испытаний.