7.2.6. Организация текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с инвалидностью

Процедуры текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ производятся с учетом состояния их здоровья в соответствии с ЛНА Организации.

Особенности их проведения для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется отразить в ЛНА, посвященных текущему контролю и промежуточной аттестации обучающихся, проведению ГИА обучающихся, а также в ОПОП и рабочих программах дисциплин (модулей).

Возможен вариант, когда особенности процедуры текущего контроля, промежуточной аттестации и ГИА обучающихся с инвалидностью и ОВЗ отражены в отдельном ЛНА Организации (например, Положение об организации образовательного процесса обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, Положение об инклюзивном образовании и т.п.).

Форма и процедура проведения текущего контроля и промежуточной аттестации для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно, в форме тестирования и т.п.).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется обеспечить выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) доступная форма предоставления инструкции по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, в письменной форме шрифтом Брайля, устно с использованием услуг переводчика РЖЯ);

б) доступная форма представления заданий (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в печатной форме шрифтом Брайля, в форме электронного документа, устно с использованием услуг ассистента, услуг переводчика РЖЯ и т.п.);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, письменно шрифтом Брайля, с использованием услуг ассистента, устно).

При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется предусмотреть использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены Организацией или могут использоваться собственные технические средства.

При необходимости обучающимся с инвалидностью и ОВЗ по их письменному заявлению должно предоставляться дополнительное время для подготовки ответа на задания, а также дополнительное время на сам ответ, при этом процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.

Рекомендуются следующие формы контроля и оценки результатов обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в зависимости от характера ограничений здоровья.

Для обучающихся с нарушением зрения:

- устная проверка: дискуссии, тренинги, круглые столы, собеседования, устные коллоквиумы и др.;

- с использованием компьютера и специального программного обеспечения: работа с электронными образовательными ресурсами, тестирование, рефераты, курсовые проекты, дистанционные формы, если позволяет острота зрения - графические работы и др.;

- при возможности письменная проверка с использованием шрифта Брайля, увеличенного шрифта, использование специальных технических средств (Брайлевского дисплея и других тифлотехнических средств): контрольные, графические работы, тестирование, домашние задания, эссе, отчеты и др.

Для обучающихся с нарушением слуха:

- письменная проверка: контрольные, графические работы, тестирование, домашние задания, эссе, письменные коллоквиумы, отчеты и др.;

- с использованием компьютера: работа с электронными образовательными ресурсами, тестирование, рефераты, курсовые проекты, графические работы, дистанционные формы и др.;

- при возможности устная проверка с использованием специальных технических средств (аудиосредств, средств коммуникации, звукоусиливающей аппаратуры и др.): дискуссии, тренинги, круглые столы, собеседования, устные коллоквиумы и др.

С нарушением опорно-двигательного аппарата:

- письменная проверка с использованием специальных технических средств (альтернативных средств ввода, управления компьютером и др.): контрольные, графические работы, тестирование, домашние задания, эссе, письменные коллоквиумы, отчеты и др.;

- устная проверка, с использованием специальных технических средств (средств коммуникаций): дискуссии, тренинги, круглые столы, собеседования, устные коллоквиумы и др.;

- с использованием компьютера и специального программного обеспечения (альтернативных средств ввода и управления компьютером и др.): работа с электронными образовательными ресурсами, тестирование, рефераты, курсовые проекты, графические работы, дистанционные формы предпочтительнее обучающимся, ограниченным в передвижении и др.

Для осуществления процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и ГИА могут быть созданы специализированные фонды оценочных средств, адаптированные к ограничениям здоровья обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровень сформированности компетенций, запланированных в ОПОП.

Текущий контроль, промежуточная аттестация и ГИА для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ может проводиться с использованием ДОТ. Для конкретной учебной дисциплины/практики эта возможность фиксируется в рабочей программе дисциплины (модуля).

Все необходимые специальные условия сдачи промежуточной аттестации обучающимся с инвалидностью и ОВЗ рекомендуется фиксировать в заявлении о создании специальных условий обучения. В случае необходимости создания специальных условий сдачи промежуточной аттестации по отдельным дисциплинам (модулям), обучающимся подается заявление на имя декана факультета (директора института, филиала).

Особенности проведения процедуры ГИА обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:

- обучающимся с инвалидностью и ОВЗ может быть предоставлено право выбора формы проведения аттестации (устно, письменно, с использованием технических средств, в форме тестирования и др.) с учетом их индивидуальных психофизических особенностей;

- при необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к аттестации, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на экзамене, возможность использования специальных технических и программных средств, помощь ассистентов, в том числе переводчика РЖЯ, тифлокомментатора, тифлосурдопереводчика;

- при защите выпускной квалификационной работы обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ могут самостоятельно определять способ представления результатов исследования (устно, письменно, с использованием технических средств, различных систем коммуникации и др.);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ может проводиться с использованием ДОТ.

Если необходимы специальные условия при проведении ГИА, то обучающийся с инвалидностью или ОВЗ не позднее чем за 3 месяца до начала проведения ГИА подает письменное заявление на имя декана факультета (директора института, филиала) с указанием его индивидуальных особенностей и необходимых в связи с ними условиях [9, п. 48]. В специальные условия могут входить: предоставление отдельной аудитории, увеличение времени для подготовки ответа, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь, выбор формы представления инструкции по порядку проведения ГИА, формы представления заданий и ответов (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, письменно шрифтом Брайля, с использованием услуг ассистента (переводчика РЖЯ, тифлосурдопереводчика), использование специальных технических средств, дистанционных образовательных технологий, предоставление перерыва для приема пищи, лекарств и др. [9, п. 44, 46]. Процедура защиты выпускной квалификационной работы для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ предусматривает предоставление необходимых технических средств и оказание технической помощи при необходимости.