Положение, утвержденное данным документом, действует до 1 января 2028 года.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июля 2023 г. N 1230

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ

РЕСПУБЛИКИ, ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЗАПОРОЖСКОЙ

ОБЛАСТИ И ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2024 N 1229,

от 19.10.2024 N 1401)

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

КонсультантПлюс: примечание.

Абз. 2 п. 1 действует до 01.01.2028.

Положение об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - Положение);

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования рынков электрической энергии на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

КонсультантПлюс: примечание.

П. 2 действует до 01.01.2028.

2. Установить, что:

а) гарантирующими поставщиками электрической энергии (далее - гарантирующие поставщики) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - новые субъекты Российской Федерации) являются организации, определенные Правительством Российской Федерации;

б) границами зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, являются административные границы соответствующих новых субъектов Российской Федерации;

в) уровень нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям сетевых организаций, расположенным на территориях новых субъектов Российской Федерации, до 31 декабря 2024 г. включительно определяется исполнительными органами новых субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на уровне фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год, но не выше:

6,5 процента величины отпуска электрической энергии из сети - в отношении совокупности объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

14 процентов величины отпуска электрической энергии в сеть - в отношении совокупности объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании сетевой организации, за исключением объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, указанной в абзаце втором настоящего подпункта;

г) при установлении (пересмотре) цен (тарифов) на электрическую энергию на территориях новых субъектов Российской Федерации пункт 11(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), в части непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря не применяется;

д) цены (тарифы), указанные в подпункте "а" пункта 3 настоящего постановления, устанавливаются на основании плана поэтапного (в течение 10 лет) повышения на территориях новых субъектов Российской Федерации указанных цен (тарифов), одобренного коллегиальным органом, образованным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. N 542-р (далее - коллегиальный орган);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2024 N 1401)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат энергосбытовой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей поставки электрической энергии (мощности) на территориях новых субъектов Российской Федерации (далее - единый закупщик), в связи с осуществлением указанной деятельности осуществляется при условии недостаточности суммы денежных средств, подлежащей уплате единому закупщику лицами, указанными в абзацах четвертом - шестом настоящего подпункта, на 50 процентов за счет субсидии из федерального бюджета и на 50 процентов за счет учитываемых при определении составляющей цены на мощность, указанной в абзаце первом пункта 45(1) Основ ценообразования, денежных средств, необходимых для компенсации затрат, не обеспеченных за счет средств федерального бюджета, на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат единого закупщика, для оплаты единым закупщиком стоимости электрической энергии, приобретаемой у производителей электрической энергии (мощности), функционирующих на территориях новых субъектов Российской Федерации, стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) для целей поставки на территории новых субъектов Российской Федерации, за исключением стоимости электрической энергии и мощности, приобретенной на основании двусторонних свободных договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности по свободным (нерегулируемым) ценам, и стоимости электрической энергии, приобретаемой (продаваемой) в целях возмещения доли системных затрат, связанных с заключением указанных свободных договоров, а также для покрытия расходов единого закупщика, связанных с осуществлением указанной деятельности, в том числе расходов на осуществление основной (операционной) деятельности, на оплату услуг, оказываемых организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка, системным оператором, по уплате процентов по кредитам и займам, привлеченным в целях обеспечения деятельности по покупке (продаже) электрической энергии, на оплату услуг, оказываемых банками, включая расходы на расчетно-кассовое обслуживание, на формирование резерва по сомнительным долгам (при этом размер резерва по сомнительным долгам не должен превышать 10 процентов валовой выручки единого закупщика), на уплату исчисленного налога на прибыль организаций за налоговый период (год), определяемого в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, относимого на регулируемый вид деятельности единого закупщика.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2024 N 1401)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия коллегиальным органом решения об утверждении предложения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения соответствующего нового субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 36 Положения расходы на покупку электрической энергии и (или) мощности в объеме электрической энергии, отпущенной из электрической сети (в объеме производства электрической энергии (мощности), уменьшенном на объем электрической энергии (мощности), принятой в электрическую сеть, в местах, указанных в решении коллегиального органа, подлежат возмещению единому закупщику на 50 процентов за счет субсидии из федерального бюджета и на 50 процентов за счет учитываемых при определении составляющей цены на мощность, указанной в абзаце первом пункта 45(1) Основ ценообразования, денежных средств, необходимых для компенсации затрат, не обеспеченных за счет средств федерального бюджета, на возмещение недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат единого закупщика.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2024 N 1401)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для определения достаточности денежных средств для покрытия указанных расходов единого закупщика или их недостаточности учитывается сумма денежных средств, подлежащих уплате единому закупщику:

гарантирующими поставщиками, функционирующими на территориях новых субъектов Российской Федерации;

организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью за электрическую энергию в объеме потерь, возникших в объектах электросетевого хозяйства, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации и принадлежащих такой организации на праве собственности или на ином законном основании;

субъектами оптового рынка, приобретающими электрическую энергию у единого закупщика в группах точек поставки, указанных в абзаце одиннадцатом пункта 24 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности", в случае перетока электрической энергии из территориальных энергосистем новых субъектов Российской Федерации в территории, объединенные в ценовые зоны оптового рынка;

ж) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) для потребителей новых субъектов Российской Федерации, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливаются в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 78 Основ ценообразования для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. При этом установление регулируемых цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования в порядке, предусмотренном пунктом 78(2) Основ ценообразования, не осуществляется;

з) сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков на территориях новых субъектов Российской Федерации устанавливаются в порядке, предусмотренном пунктом 65(3) Основ ценообразования для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. При этом расходы на формирование резервов по сомнительным долгам определяются в размере 10 процентов планируемой валовой выручки гарантирующего поставщика от продажи электрической энергии потребителям на расчетный период регулирования;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 19.10.2024 N 1401)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территориях новых субъектов Российской Федерации устанавливаются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. При этом установление регулируемых цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования не осуществляется;

к) при отнесении объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации, к единой национальной (общероссийской) электрической сети:

к заявлению о включении в реестр объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, указанных объектов прилагаются документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 6 Правил отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведения реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. N 267 "Об утверждении Правил отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведения реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 41 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также копия декларации об объекте имущества, предусмотренной особенностями управления и распоряжения отдельными объектами имущества, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также разграничения имущества между Российской Федерацией, каждым из указанных субъектов Российской Федерации и его муниципальными образованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2501 "Об утверждении особенностей управления и распоряжения отдельными объектами имущества, расположенными на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также разграничения имущества между Российской Федерацией, каждым из указанных субъектов Российской Федерации и его муниципальными образованиями";

пункт 10 и подпункт "в" пункта 11 Правил отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведения реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. N 267 "Об утверждении Правил отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и ведения реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 41 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", не применяются.

3. Уполномоченным исполнительным органам новых субъектов Российской Федерации:

а) в месячный срок установить с учетом особенностей, указанных в пункте 15 Положения:

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям (покупателям) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, а также за исключением покупателей, предусмотренных абзацами четвертым и шестым настоящего подпункта;

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей;

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую производителями электрической энергии (мощности) единому закупщику;

сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков;

цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), приобретаемую сетевыми организациями в целях компенсации потерь в электрических сетях на территориях новых субъектов Российской Федерации, за исключением организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании сетевым организациям, на территориях новых субъектов Российской Федерации;

плату за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций, в том числе стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, и льготные ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, предусмотренной абзацем восьмым пункта 87 Основ ценообразования.

Указанные в настоящем подпункте цены (тарифы), сбытовые надбавки, плата, стандартизированные тарифные ставки, льготные ставки применяются до 31 декабря 2023 г. включительно;

б) в 2-недельный срок:

принять решение, в котором должны быть описаны определенные в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления границы зоны деятельности гарантирующего поставщика, и в течение 5 дней со дня принятия этого решения уведомить о нем организацию, являющуюся гарантирующим поставщиком в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящего постановления, а также направить в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов перечень гарантирующих поставщиков на территориях новых субъектов Российской Федерации с указанием зон их деятельности, копии соответствующего решения и уставных документов гарантирующих поставщиков;

представить в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов предложения по включению в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2023 год объемов производства и потребления электрической энергии (мощности) по формам, определенным порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов;

разместить в официальных печатных изданиях, в которых публикуются правовые акты органов государственной власти новых субъектов Российской Федерации, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию для потребителей электрической энергии, включая потребителей, заключивших договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии (мощности), до вступления в силу настоящего постановления, о гарантирующем поставщике, обслуживающем потребителей электрической энергии в соответствующем новом субъекте Российской Федерации, и о порядке заключения договоров энергоснабжения с таким гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией в соответствии с Положением.

4. Федеральному органу исполнительной власти в области регулирования тарифов:

а) в 3-недельный срок утвердить:

предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, по новым субъектам Российской Федерации;

предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей электрическую энергию (мощность) по новым субъектам Российской Федерации;

предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям;

цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую единым закупщиком на розничном рынке;

б) не позднее 5-го рабочего дня со дня получения от уполномоченных органов исполнительной власти новых субъектов Российской Федерации сведений, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 3 настоящего постановления, внести сведения о гарантирующих поставщиках и зонах их деятельности на территориях новых субъектов Российской Федерации в федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;

в) в недельный срок с даты получения информации в соответствии с абзацем третьим подпункта "б" пункта 3 настоящего постановления внести в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 2023 год информацию об объемах производства и потребления электрической энергии (мощности) на территориях новых субъектов Российской Федерации;

г) в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, устанавливающий порядок, цели и условия предоставления единому закупщику субсидии из федерального бюджета в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат единого закупщика, указанных в подпункте "е" пункта 2 настоящего постановления, в связи с осуществлением купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей поставки электрической энергии (мощности) на территориях новых субъектов Российской Федерации.

5. Гарантирующим поставщикам, указанным в подпункте "а" пункта 2 настоящего постановления:

а) в течение 30 дней с даты вступления в силу настоящего постановления:

разработать формы договора энергоснабжения в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 33 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа либо в Федеральную антимонопольную службу (при отсутствии территориального органа на дату представления таких форм);

разместить формы договора энергоснабжения в своих центрах очного обслуживания, а также на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Размещенные гарантирующим поставщиком формы договора энергоснабжения являются проектом договора энергоснабжения, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями электрической энергии;

б) в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего постановления направить потребителям электрической энергии, энергопринимающие устройства которых расположены в границах их зоны деятельности (за исключением населения), предложения о заключении с ними договоров энергоснабжения в простой письменной форме с датой начала исполнения обязательств по таким договорам с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают 60 дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

6. Сетевым организациям, объекты электросетевого хозяйства которых расположены на территориях новых субъектов Российской Федерации, в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления оформить акты об осуществлении технологического присоединения в отношении энергопринимающих устройств, присоединенных к указанным объектам электросетевого хозяйства, с учетом особенностей, установленных абзацами третьим - девятым и пятнадцатым пункта 11 Положения.

7. Высшим должностным лицам новых субъектов Российской Федерации (председателям высших исполнительных органов новых субъектов Российской Федерации) создать и организовать работу штабов по обеспечению безопасности электроснабжения соответствующих новых субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 86 "О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения".

Состав штаба по обеспечению безопасности электроснабжения соответствующих новых субъектов Российской Федерации определить с учетом фактического наличия на территориях новых субъектов Российской Федерации территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Пункты 6 - 10, абзацы первый, второй, десятый - четырнадцатый пункта 11, пункты 12 - 14, 16 - 36 Положения, подпункты "г" - "л" пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают 60 дней со дня официального опубликования настоящего постановления.

Пункт 3 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Абзац десятый пункта 71 Положения вступает в силу с 31 декабря 2025 г.

9. Абзац второй пункта 1, пункт 2 настоящего постановления и Положение действуют до 1 января 2028 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН