1. Подпрограмма "Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование"
Целью подпрограммы является обеспечение сбалансированного развития и использования сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в угольных ресурсах и поддержания экспортного потенциала угольных компаний.
Основные мероприятия подпрограммы реализуются по следующим направлениям:
воспроизводство ресурсов и запасов угля с учетом концентрации средств внебюджетных источников на выполнении геолого-разведочных работ в наиболее перспективных районах;
обеспечение рационального недропользования;
компенсация отрабатываемых запасов угля новой сырьевой базы с учетом созданных мощностей по добыче и обогащению угля, растущих потребностей теплоэнергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности для ликвидации регионального и марочного дефицита, наращивания экспорта.
В целом состояние угольных ресурсов Российской Федерации оценивается как удовлетворительное. Объем кондиционных ресурсов угля, учтенный при разработке Программы, приведен в приложении N 4. В то же время отмечается дефицит запасов некоторых из потребляемых марок углей, в частности запасов для открытой отработки особо ценных марок коксующихся углей во всех регионах их добычи, в частности для Кемеровской области - Кузбасса - марки газовые жирные, жирные, коксовые жирные, для Республики Саха (Якутия) - марки газовые жирные, коксовые, коксовые жирные, отощенно-спекающиеся, для Республики Коми - марки жирные, коксовые жирные, коксовые и для Республики Тыва - марки газовые жирные, жирные. Региональный и марочный дефицит обусловлены природными особенностями месторождений и закономерностями их размещения по территории России.
Кроме этого, на развитие угледобычи в стране влияют ограниченная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры, а также негативные социальные и экологические аспекты, возникающие при добыче угля (Анжерско-Щербиновская, Кемерово-Петровская, Истокско-Промышленная, Маганакская, Новокузнецко-Ильинская, Костенковско-Загорская, Таргай-Апанасовская зоны социально-экологического напряжения в Кемеровской области - Кузбассе).
Компенсация отрабатываемых запасов угля, растущих потребностей промышленности, объемов экспорта, а также ликвидация регионального и марочного дефицита требуют постоянного наращивания ресурсной базы угля. Для этого необходимо качественное планирование геолого-разведочных работ, выполняемых за счет средств недропользователей, с учетом условий лицензионных соглашений, проектов геолого-разведочных работ и разработки месторождений, которое учитывало бы состояние и перспективы развития угольной промышленности.
Мероприятия по воспроизводству ресурсов и запасов угля включают полный комплекс необходимых геолого-разведочных работ, в результате которых будет обеспечена локализация прогнозных ресурсов, подготовлены перспективные площади для последующего изучения и освоения недропользователями и достигнут прирост запасов угля.
Основные объемы поисковых, оценочных и разведочных работ намечаются в бассейнах и месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, где возможен открытый способ добычи. При этом максимальным потенциалом роста угледобычи в долгосрочной перспективе исходя из основных характеристик ресурсной базы (запасы и качество угля, геологические условия, возможность использования открытого способа разработки) обладают Дальневосточный и Восточно-Сибирский экономические районы страны, что требует ускоренного развития транспортной (прежде всего железнодорожной) инфраструктуры в этом регионе.
В Северо-Западном экономическом районе значительным потенциалом обладает Печорский угольный бассейн в силу его географического расположения и ресурсных конкурентных преимуществ.
В процессе реализации подпрограммы будут осуществляться мероприятия по созданию сырьевой базы угля новых кластеров угледобычи в Арктической зоне, Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и ресурсному обеспечению угледобывающих производств в традиционных районах добычи угля.
Мероприятия по обеспечению рационального недропользования включают меры нормативно-правового, экономического и контрольно-надзорного характера.
Продолжится совершенствование нормативно-правового обеспечения повышения уровня рационального использования недр, в том числе в части разработки и внедрения механизмов ликвидации убыточных предприятий, основанных на государственно-частном партнерстве.
Будут выполняться мероприятия по совершенствованию процедуры согласования проектной документации на разработку угольных месторождений, по ее согласованию и осуществлению контрольно-надзорной деятельности за выполнением лицензионных соглашений.
Научно-исследовательские работы в комплексе мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы угольной промышленности предусматривают:
подготовку научного обоснования обстановки, благоприятной для выявления на территории России угольных месторождений;
разработку прогнозно-поисковых моделей угольных месторождений;
геолого-экономический анализ ресурсов и запасов угольных месторождений нераспределенного фонда;
разработку технологий применения комплекса современных экспрессных полевых и лабораторных методов изучения минерального вещества при поисках и оценке угольных месторождений;
создание информационных технологий мониторинга и управления запасами угля;
создание научно-аналитической базы, нормативно-методического и правового обеспечения изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы угольной промышленности, а также рационального недропользования.
Основные организационные мероприятия по реализации подпрограммы включают в себя механизмы государственно-частного партнерства, которые предусматривают поддержку инвестиционных проектов освоения угольных объектов, в том числе с выделением средств федерального бюджета.
Одним из основных механизмов привлечения средств недропользователей для проведения геолого-разведочных работ и обеспечения прироста запасов угля является лицензирование недропользования.
Подпрограммой предусмотрено обоснование направлений лицензионной деятельности до 2035 года. Программный подход к предоставлению участков недр в пользование способствует рациональному пользованию недрами, расширению сырьевой базы угледобычи и оптимальному вовлечению разведанных запасов угля в разработку.
При этом намечается использовать механизмы стимулирования недропользователей:
получивших лицензию на участок недр с низкой степенью геологической изученности, путем предоставления льгот при проведении работ по геологическому изучению и разведке (например, перенос сроков уплаты разового платежа за пользование недрами);
выполняющих работы по разработке и (или) внедрению новых технологий добычи и обогащения, обеспечивающих вовлечение в оборот запасов, нерентабельных при применении существующих и применяемых в России технологий (например, снижение или обнуление ставки налога на добычу полезного ископаемого).
Формирование перечня предлагаемых к лицензированию участков недр угольных месторождений и проявлений основано на следующих принципах:
обеспечение планируемых на перспективу объемов добычи угля, компенсация выбывающих мощностей для социально значимых угледобывающих предприятий, а также ликвидируемых шахт;
обеспечение реконструкции и продления срока службы действующих предприятий;
совместное лицензирование "сдвоенных" (парных) участков недр, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, предназначенных для добычи угля на новых площадях и участках с действующими объектами горного производства, планируемых к ликвидации;
учет потребности угольного рынка в особо ценных марках коксующегося угля (газовые жирные, жирные, коксовые жирные, коксовые, отощенно-спекающиеся марки угля) и в дефицитных энергетических марках угля (слабоспекающиеся, тощие марки угля);
обеспечение потребности объектов жилищно-коммунальных хозяйств;
расположение вблизи действующих производств и объектов транспортной инфраструктуры;
учет перспектив расширения сети железных дорог и развития экспортных угольных терминалов в соответствии с документами стратегического планирования;
подтверждение от администрации субъектов Российской Федерации целесообразности освоения конкретных объектов в пределах зон социально-экологического напряжения.
Выдача лицензий должна осуществляться только для месторождений, находящихся вблизи от рынков сбыта, месторождений редких и дорогостоящих углей и месторождений, позволяющих обеспечить замещение выбывающих мощностей, ориентированных на внутренний рынок.
Планируемые к лицензированию участки должны обеспечивать создание крупных и эффективных производств, предусматривать преимущественно открытую отработку запасов, максимально исключать отработку участков недр с особо опасными горно-геологическими условиями, обеспечивать высокую степень освоения запасов при условии применения существующих и перспективных технологий их безопасной добычи и переработки.
Реализация программного подхода к лицензированию угольных месторождений обеспечивает:
эффективный баланс производства и потребления энергетических и коксующихся углей по угольным бассейнам и месторождениям, угольным компаниям и по России в целом;
создание условий для формирования новой сырьевой базы угольной промышленности в районах Арктической зоны, Восточной Сибири и Дальнего Востока;
социально-экономическое развитие восточных и северных территорий страны;
обоснование рационального развития транспортной и иной инфраструктуры в районах действующих и новых угольных бассейнов;
учет социально-экологических аспектов при отработке угольных месторождений;
укрепление конкурентоспособности Российской Федерации в международной торговле.
Реализация мероприятий подпрограммы обеспечит эффективное функционирование действующих угледобывающих предприятий за счет своевременной подготовки рентабельных запасов и повышения рациональности недропользования для продления сроков службы, реконструкции и увеличения мощности действующих угледобывающих предприятий, в том числе на основе применения новых технологий добычи и обогащения, способных в современных условиях сохранить рентабельность добычи и наращивать ее объемы.
Для создания новых экономически эффективных центров угледобычи недропользователями будут подготовлены запасы угля:
на участках и месторождениях, находящихся в благоприятных условиях в отношении потребителей и транспортных коммуникаций;
на локальных участках с небольшими запасами, находящихся в благоприятных условиях, для ускоренного освоения угледобывающими предприятиями;
в энергодефицитных районах, удаленных от центров угледобычи, для обеспечения местным угольным топливом небольших населенных пунктов и горнорудных предприятий (строительство малых угольных разрезов местного значения);
на месторождениях, располагающих высококачественным углем с высокими потребительскими свойствами (коксующийся уголь особо ценных марок, высококалорийный энергетический уголь, конкурентоспособный на внешнем рынке или пригодный для технологического использования).
Получит опережающее развитие подготовка к освоению запасов угля под перспективное строительство в районах, где ожидаются благоприятные изменения экономической ситуации - появление новых потребителей, увеличение спроса на уголь, изменение цен или налоговой политики, строительство транспортных коммуникаций, появление новых технологий добычи, транспортировки, использования или переработки угольного сырья, выявление дополнительных свойств угля, расширяющих сферу его использования и увеличивающих потребительскую ценность.
Уменьшится социально-экологическая напряженность в субъектах Российской Федерации при отработке угольных месторождений.
Мероприятия подпрограммы приведены в приложении N 3 к Программе и включены в государственную программу Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей