Приложение N 1

к Программе развития угольной

промышленности России

на период до 2035 года

ОЦЕНКА СПРОСА НА РОССИЙСКИЙ УГОЛЬ

(млн. тонн)

Наименование показателя

2018 год факт <1>

Прогноз

2020 год

2025 год

2030 год

2035 год

консервативный <2>

оптимистический <2>

консервативный <2>

оптимистический <2>

консервативный <2>

оптимистический <2>

консервативный <2>

оптимистический <2>

1. Прогноз спроса на российский уголь на внутреннем рынке - всего

172

172

179

174

195

174

195

170

196

для нужд коксования

40

40

-

40

-

40

-

40

-

для энергетических целей

132

132

139

134

155

134

155

130

156

в том числе электростанции

88

86

95

87

107

87

115

87

120

2. Прогноз спроса на внешнем рынке:

объемы международной торговли углем <3>

1424

1450 - 1500

1475 - 1550

1508 - 1600

1520 - 1640

в том числе:

металлургический уголь, включая антрациты и уголь высокого качества для пылеугольного топлива

380

393 - 395

415 - 420

443 - 450

450 - 470

энергетический уголь

1044

1057 - 1105

1060 - 1130

1065 - 1150

1070 - 1170

цены на российский уголь на условиях фрахт на борту, долларов США/т/

металлургический уголь, включая антрациты и уголь высокого качества для пылеугольного топлива

в том числе по направлениям:

восточное

140

130

132

128

130

138

140

150

152

западное

116

108

110

107

108

115

117

125

127

энергетический уголь

в том числе по направлениям:

восточное

80

62

75

58

75

75

79

88

90

западное

73

57

68

53

69

53

72

55

81

3. Железнодорожные перевозки в восточном направлении, включая внутренние перевозки (данные до 2025 года приведены в соответствии с утвержденным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным протоколом заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 18 декабря 2018 г. N Пр-2418 и долгосрочной программой развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 466-р;

данные в 2030 - 2035 годах приведены в соответствии с письмом открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 26 июля 2019 г. N ИСХ-13767 в Минэнерго России)

-

125

195

215

218

4. Прогноз экспортных перевозок угля по инфраструктуре открытого акционерного общества "Российские железные дороги" с учетом заявленной потребности компаний-грузоотправителей

206,4

194,5

214,5

218

297

228

341

241

349

в том числе по направлениям:

восточное

89,2

102,5

105,5

185(139) <4>

185

185(152) <4>

215

185(172) <4>

218

западное

117,2

92

109

33(79) <4>

112

43(76) <4>

126

56(69) <4>

131

5. Прогноз экспорта российских углей исходя из оценки рентабельности продаж, всего <5>

210,3

206

226,5

230

319

242

379

259

392

восточное

99,4

114,0

117,5

151

207

166

253

190

261

западное

110,9

92

109

79

112

76

126

69

131

коксующийся уголь

26,4

27

30,5

39

55

49

58

54

59

в том числе по направлениям:

восточное

14

17

18,5

28

43

37

45

42

46

западное

12,4

10

12

11

12

12

13

12

13

энергетический уголь

183,9

179

196

191

264

193

321

205

333

в том числе по направлениям:

восточное

85,4

97

99

123

164

129

208

148

215

западное

98,5

82

97

68

100

64

113

57

118

6. Прогноз поставок российского угля - всего

382,3

378

406

404

514

416

574

429

588

в том числе:

для нужд коксования

66,4

67

71

79

95

89

98

94

99

для энергетических нужд

315,9

311

335

325

419

327

476

335

489

7. Прогноз добычи российского угля - всего

439,3

435

466

459

593

476

659

485

668

в том числе:

коксующийся уголь

101,1

102

107

120

145

136

149

140

150

энергетический уголь

338,2

333

359

339

449

341

510

345

518

--------------------------------

<1> Фактические объемы экспортных перевозок угля за 2018 год приведены по данным статистических отчетов открытого акционерного общества "Российские железные дороги", а экспорта угля - по данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

<2> Консервативный вариант предусматривает стагнацию потребления угля в электроэнергетике России и минимальный уровень прогнозируемых цен на внешнем рынке.

Оптимистический вариант предусматривает рост потребления угля в электроэнергетике России в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года и средний уровень прогнозируемых цен на уголь на внешнем рынке.

<3> Прогнозы международной торговли углем (минимальный - максимальный) по данным IEA (International Energy Agency), Wood Mackenzie, IHS Markit, инвестиционных банков.

<4> В скобках указаны объемы перевозок при переносе сроков выполнения долгосрочной программы развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года.

<5> Рентабельность продаж рассчитана:

по оптимистическому варианту исходя из данных инфляции, тарифов, курса доллара США, приведенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;

по консервативному варианту исходя из сложившихся тенденций в росте затрат на производство угля и более низкого уровня цен на низкокачественный энергетический уголь. В обоих вариантах учтены ограничения по пропускной способности Восточного полигона железных дорог открытого акционерного общества "Российские железные дороги" согласно долгосрочной программе развития открытого акционерного общества "Российские железные дороги" до 2025 года. Кроме того, при расчете рентабельности продаж учитывался фактор удаленности российских и австралийских портов отгрузки от основных угольных рынков Азиатско-Тихоокеанского региона, который повышает конкурентоспособность российских углей.

В мировом энергетическом прогнозе (World Energy Outlook) IEA (ноябрь 2019 г.) отмечается рост потребления угля в мире к 2030 году, более высокими темпами будут расти объемы международной торговли углем, что также подтверждается долгосрочным прогнозом BP Energy Outlook (2019 год) и прогнозами других международных аналитических агентств.