2. Подпрограмма "Развитие производственного потенциала угольной промышленности"
Целью подпрограммы является обеспечение оптимальной территориально-производственной и технологической структуры производственных мощностей по добыче и переработке угля и их сбалансированного развития.
Основные мероприятия подпрограммы реализуются по следующим направлениям:
технологическая модернизация действующего производства;
создание взаимосвязанных технологических комплексов по добыче и преобразованию угля в продукцию с высокой добавленной стоимостью;
создание новых центров угледобычи;
ликвидация неперспективных шахт и разрезов, в том числе завершение реструктуризации.
Технологическая модернизация действующего производства предусматривает внедрение угольными компаниями высокоэффективных технологий угледобычи и углепереработки.
При подземном способе добычи угля будет продолжена реализация следующих основных направлений современного производственно-технологического развития:
рациональное извлечение запасов угольных месторождений при создании эффективных и безопасных геотехнологий по отработке угольных пластов;
управление состоянием горного массива и применение технологий, обеспечивающих предотвращение газодинамических явлений в шахтах;
использование технологий, обеспечивающих повышение эффективности вентиляции и дегазации угольных шахт;
внедрение эффективных способов и средств подавления и локализации пыле- и метановоздушных смесей;
освоение технологий добычи угля без постоянного присутствия людей в очистных и подготовительных забоях на базе современной комплексной механизации.
При открытом способе добычи угля развитие производственно-технологического потенциала предусматривает:
обеспечение проектных эксплуатационных нагрузок на действующее выемочно-погрузочное оборудование;
освоение циклично-поточной технологии при добыче угля и на вскрышных работах;
внедрение новых видов техники для открытых горных работ (кранлайны, комбайны послойного фрезерования, комплексы глубокой разработки пластов и другое).
При обогащении и переработке угля предусматривается:
дальнейшее расширение использования модульного подхода к проектированию и строительству обогатительных фабрик;
внедрение автоматизированных систем управления процессами переработки угля на базе цифровых технологий;
выполнение демонстрационных высокотехнологичных проектов по глубокой переработке угля;
организация малотоннажного производства продуктов углехимии.
При хранении, транспортировке и перевалке угля основными направлениями развития предусмотрены:
внедрение сухопутной конвейерной транспортировки угля;
организация складов закрытого типа на шахтах, разрезах, обогатительных фабриках и угольных терминалах;
применение экологически чистых технологий разгрузки и перевалки угля;
внедрение систем пылеподавления при складировании и транспортировке угля;
содействие в применении инновационных большегрузных вагонов и тяжеловесных составов.
Развитие производственного потенциала угольной промышленности на основе ее модернизации и обновление производственно-технологической базы до уровня, способного обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и возможность опережающего развития российской угольной промышленности, предусматривается осуществлять в соответствии с промышленной стратегией "Индустрия 4.0". При этом на предприятиях отрасли формирование парка высокотехнологичного российского оборудования планируется осуществлять при допустимо возможном импортозамещении горного оборудования, и одним из приоритетов Программы будет являться максимально возможное использование отечественного оборудования, имеющего заключение о подтверждении производства на территории Российской Федерации.
Создание взаимосвязанных технологических комплексов по добыче и преобразованию угля в продукцию с высокой добавленной стоимостью предусматривает:
создание в Кузбассе и других угольных регионах новых и расширение существующих кластеров по энерготехнологическому использованию угля, включающих комплексы по производству полукокса и электростанции, работающие на извлеченном из угольных пластов метане и горючем газе от производства полукокса, а также производства с использованием технологий термической переработки низкосортного угля;
рациональное использование вскрышных пород и пород попутной добычи.
При этом критериями эффективности комплексного использования ресурсов угольных месторождений являются полнота и комплексность использования геологических ресурсов как при извлечении запасов из недр, так и ценных компонентов из угля.
Дальнейшее создание и развитие новых центров угледобычи предполагает продолжение освоения угольных месторождений в новых малоосвоенных регионах, имеющих перспективные в плане отработки запасы угля с благоприятными условиями залегания. В их числе Эльгинское, Инаглинское, Денисовское, Кабактинское и Чульмаканское месторождения Южно-Якутского бассейна (Республика Саха (Якутия), Межэгейское, Элегестское, Каа-Хемское и Чаданское месторождения, а также участок "Центральный" Улуг-Хемского угольного бассейна (Республика Тыва), Бейское месторождение (Республика Хакасия), месторождения Чикойской впадины и Апсатское месторождение (Забайкальский край), Менчерепское месторождение (Кемеровская область - Кузбасс), Усинское месторождение (Республика Коми), Малолемберское и Нижнелемберовское месторождения антрацитов (Красноярский край), Сырадасайское угольное месторождение (Красноярский край), Огоджинское и Сугодинское месторождения (Амурская область), Верхне-Алькатваамское и Амаамское месторождения Беринговского угольного бассейна (Чукотский автономный округ).
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", предусматривается осуществление приоритетных проектов развития угольной промышленности, связанных с созданием новых центров угледобычи в Забайкальском крае, Южной Якутии, Хабаровском крае, Амурской области, Чукотском автономном округе и на острове Сахалин.
Успешная реализация проектов по освоению месторождений в Республике Тыва и Дальневосточном федеральном округе наряду с началом разработки Малолемберского, Нижнелемберовского и Сырадасайского месторождений Таймырского бассейна в Красноярском крае позволит увеличить добычу угля в новых центрах угледобычи практически почти в 2 раза по консервативному варианту и в 3 раза по оптимистическому варианту и довести ее до 134 - 231 млн. тонн. Перечень показателей эффективности реализации Программы приведен в приложении N 5.
Масштабное смещение угледобычи на восток страны обеспечит приближение производства угольной продукции к районам ее потребления и укрепит позиции России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ликвидация неперспективных шахт и разрезов предусматривает:
создание системы планомерного выбытия неэффективных мощностей;
завершение мероприятий по реструктуризации за счет средств федерального бюджета.
Для создания системы планомерного выбытия неэффективных мощностей необходимо продолжить практику применения механизма предоставления недропользователям прав на использование участков недр с обязательным включением в лицензионные соглашения обязательств недропользователей по решению социальных и экологических вопросов муниципальных образований, в которых проживают работники ликвидируемых шахт. Такой механизм прошел положительную апробацию при реализации Комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий, утвержденной Минэнерго России.
Выделение бюджетных ассигнований на мероприятия по завершению реструктуризации угольной промышленности и социальную поддержку граждан в целях предоставления работникам угольной промышленности гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, по обеспечению бесплатным пайковым углем и предоставлению дополнительных пенсий предусмотрено Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
Для завершения мероприятий по реструктуризации средства федерального бюджета направляются:
на технические работы по проектам ликвидации шахт и разрезов, включая долговременный мониторинг экологических последствий их ликвидации;
на социальную поддержку бывших работников отрасли, включая предоставление бесплатного пайкового угля для бытовых нужд и дополнительного (негосударственного) пенсионного обеспечения льготных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации;
на реализацию программ местного развития, включая содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого;
на реконструкцию пострадавших объектов в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов социальной инфраструктуры.
По этим направлениям в федеральном бюджете на 2019 - 2024 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 13,41 млрд. рублей, в том числе по следующим направлениям:
технические работы по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах и разрезах - 3,27 млрд. рублей;
социальная поддержка бывших работников отрасли (предоставление бесплатного пайкового угля для бытовых нужд, дополнительное пенсионное обеспечение) - 3,85 млрд. рублей;
реализация программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков - 5,8 млрд. рублей.
На 2022 - 2024 годы остаточная потребность бюджетных ассигнований на завершение мероприятий по реструктуризации составляет 28,96 млрд. рублей, в том числе:
на технические работы по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ на ликвидированных шахтах и разрезах - 5,92 млрд. рублей;
на социальную поддержку бывших работников отрасли (предоставление бесплатного пайкового угля для бытовых нужд, дополнительное пенсионное обеспечение) - 3,18 млрд. рублей;
на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков - 18,97 млрд. рублей.
Подпрограмма предусматривает следующие меры:
совершенствование нормативно-правовой базы по проектированию и экспертизе проектов строительства шахт, разрезов и перерабатывающих производств, в том числе упрощение выдачи разрешительной документации и контроль за ее исполнением путем введения режима единого документа и одного уполномоченного контролирующего органа;
разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную отработку запасов угля, внедрение современной техники и технологии добычи и углепереработки;
налоговое стимулирование инвестиционных вложений (предоставление налоговых льгот, в том числе на региональном уровне) в реализацию проектов по созданию технологических комплексов и программ модернизации производства на угледобывающих и углеперерабатывающих предприятиях;
предоставление государственных гарантий под привлекаемые кредиты для строительства крупных угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий в новых центрах угледобычи;
дальнейшее создание территорий опережающего социально-экономического развития в угледобывающих регионах, резидентами которых будут являться организации по добыче и обогащению угля с соответствующими преференциями на реализацию высокотехнологичных инвестиционных проектов;
финансирование из федерального бюджета мероприятий по завершению ликвидационных работ в рамках мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
Недропользователи несут ответственность за обеспечение процесса модернизации финансовыми ресурсами, комплексное использование потенциала угольных месторождений в соответствии с условиями пользования недрами (лицензионными соглашениями), исполнение требований в области промышленной безопасности в части ликвидации и (или) консервации опасного производственного объекта.
Предполагается осуществить следующие организационные мероприятия:
учесть мероприятия подпрограммы при подготовке и выполнении программ развития смежных отраслей (электроэнергетики, транспорта, газовой), а также стратегий угольных компаний в области угледобычи и углепереработки;
синхронизировать выполнение мероприятий программных документов развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации (железные дороги и порты) с выполнением мероприятий программ угольных компаний (прежде всего по срокам и объемам).
Для модернизации производственного потенциала угольной промышленности России предусматривается использовать следующие формы международного сотрудничества:
внедрение современных прогрессивных импортных технологий добычи и переработки угля;
кредитование иностранными партнерами инвестиционных проектов, в том числе под гарантии поставки угольной продукции;
реализация совместных проектов по добыче и глубокой переработке угля.
Реализация подпрограммы позволит к 2035 году:
обеспечить вовлечение в промышленный оборот перспективных участков и площадей месторождений коксующегося и энергетического угля, создать рациональную структуру и территориальное размещение производственных мощностей по добыче и обогащению угля, обеспечивающих эффективное использование ресурсного потенциала отрасли;
создать новые технологические комплексы для максимального использования ресурсов угольных месторождений;
обновить производственные мощности по добыче угля на основе модернизации и инновационных технологий;
обеспечить создание и дальнейшее развитие эффективных производственно-технологических комплексов на базе новых центров угледобычи;
обеспечить планомерное выбытие неэффективных мощностей.
В результате реализации мероприятий предполагается обеспечить к 2035 году на действующих перспективных и стабильных предприятиях отрасли следующий уровень горно-технических показателей:
на шахтах среднесуточную добычу угля из одного очистного забоя больше 10 тыс. т в сутки и производительность труда не менее 3,8 тыс. т/чел. в год;
на разрезах производительность добычного оборудования больше 2000 тыс. куб. метров в год и производительность труда не менее 10,0 тыс. т/чел. в год;
на обогатительных фабриках производительность труда не менее 20,0 тыс. т/чел. в год.
Мероприятия подпрограммы по реструктуризации угольной промышленности с учетом их завершения до 2025 года (за исключением мониторинга) приведены в приложении N 3 к Программе и включены в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, в Стратегию социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р, в государственную программу Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", в государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей