1. Общие принципы

Настоящие рекомендации направлены на предотвращение гринвошинга - то есть действий по распространению недостоверных (неполных, неточных или искаженных) или некорректных экологических заявлений, вводящих потребителя в заблуждение относительно экологических характеристик товаров (любые формы экологического маркетинга, выраженные в преувеличении или искажении улучшенных экологических показателей, в заявлении о товаре, которое невозможно проверить, которое неактуально или просто недостоверно) в целях получения необоснованных преимуществ.

Рекомендации не подлежат применению к информации о продукции, требования к маркировке которой установлены Федеральным законом от 03.08.2018 N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 11.06.2021 N 159-ФЗ "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками".

При этом под экологическим заявлением для целей настоящих рекомендаций понимается текстовая информация и/или специальные знаки (экомаркировка), относящиеся к товару или услуге, которые указывают на соответствие экологическим стандартам либо наличие определенных характеристик продукта, связанных с воздействием на окружающую среду.

Экологические заявления могут быть размещены на упаковке продукции, в документации на продукцию, технической информации, рекламе, а также в цифровых или электронных средствах массовой информации и сети Интернет.

В случае если указание на подтвержденные преимущества объекта экологического заявления с точки зрения его воздействия на окружающую среду и организм человека на всех этапах жизненного цикла предусматривает установление критериев для каждой категории продуктов или услуг для оценки их преимуществ и подтверждение соответствия им третьей стороной (уполномоченным органом, органом экомаркировки) на основе результатов проверки, содержание такого экологического заявления не предполагает оценочных или субъективных элементов, в связи с чем его использование не влечет рисков.

В то же время при размещении экологического заявления, достоверность которого подтверждается через сертификацию, следует обратить внимание на наличие стандарта, по которому проводится сертификация, в открытом доступе, а также проверить аккредитацию органа по сертификации в реестре Федеральной службы по аккредитации.

Хозяйствующие субъекты вправе сделать заявление об экологических характеристиках продукта, его компонента или упаковки, путем самодекларации, то есть без сертификации третьей независимой стороны.

Содержание, форма и способы представления и особенности использования самодеклараций без подтверждения третьей стороной в ряде случаев могут повлечь ошибочные выводы потребителя относительно наличия и значимости экологического преимущества продукта, как по причине отсутствия обязательных требований по этому вопросу, так и в результате недобросовестных действий отдельных хозяйствующих субъектов.

Такие действия в случае принятия хозяйствующим субъектом решения о размещении информации об экологических характеристиках своих товаров и экологической маркировке при введении их в оборот могут как повлечь введение потребителей в заблуждение, так и привести к получению такими игроками необоснованных преимуществ перед производителями товаров (услуг), действительно стремящихся к минимизации негативного влияния на окружающую среду.