4. Последствия несоблюдения принципов и требований к экологическим заявлениям

Экологические заявления дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик. Если сообщаемая заинтересованным лицом информация об экологических характеристиках товара отвечает интересам потребителя, рынок такой продукции или услуги может быть расширен, число клиентов/покупателей и получаемая прибыль производителя либо поставщика вырастет.

В случае, если экологические заявления достоверны, это ведет к снижению вредного воздействия на окружающую среду соответствующего вида продукции или услуг и может способствовать расширению использования экологических заявлений.

В то же время недостоверные или некорректные экологические заявления не только стимулируют продажи и использование товаров, негативно воздействующих на окружающую среду, но и влекут перераспределение спроса на рынке в пользу недобросовестных участников в результате формирования у потребителя ошибочного представления о том, что производимый ими продукт обладает заявленными экологическими характеристиками, что может причинять ущерб хозяйствующим субъектам, не использующим нечестные способы продвижения продукции.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу статьи 14.2 Закона о защите конкуренции запрещается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

Статьей 14.8 Закона о защите конкуренции запрещаются иные формы недобросовестной конкуренции.

Перечень форм недобросовестной конкуренции в Федеральном законе "О защите конкуренции" является открытым, при этом вывод о возможности квалификации того или иного действия в качестве акта недобросовестной конкуренции устанавливается Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения каждого дела с учетом конкретных обстоятельств и собранных по делу доказательств с учетом необходимости доказывания наличия в действиях хозяйствующего субъекта всех признаков недобросовестной конкуренции.

С учетом изложенного в случае выявления действий, связанных с недобросовестным использованием экологических заявлений и направленных на создание у потребителя ошибочного впечатления об улучшенных экологических характеристиках какого-либо продукта соответствующие обстоятельства и действия хозяйствующих субъектов могут быть оценены ФАС России на предмет наличия признаков недобросовестной конкуренции.

Одновременно в качестве одного из справочных материалов для проверки соответствия экологического заявления данным рекомендациям может выступать, в том числе чек-лист по критериям Совета по профилактике гринвошинга https://bezgreenwashinga.tilda.ws/#rec753770960.