Разработка организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта
11. Разработка организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта осуществляется субъектом критической информационной инфраструктуры и (или) лицом, привлекаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к проведению работ по созданию (модернизации) значимого объекта и (или) обеспечению его безопасности, в соответствии с техническим заданием на создание значимого объекта и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание подсистемы безопасности значимого объекта и должна включать:
а) анализ угроз безопасности информации и разработку модели угроз безопасности информации или ее уточнение (при ее наличии);
б) проектирование подсистемы безопасности значимого объекта;
в) разработку рабочей (эксплуатационной) документации на значимый объект (в части обеспечения его безопасности).
Разрабатываемые организационные и технические меры по обеспечению безопасности значимого объекта не должны оказывать негативного влияния на создание и функционирование значимого объекта.
При разработке организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта учитывается его информационное взаимодействие с иными объектами критической информационной инфраструктуры, информационными системами, автоматизированными системами управления или информационно-телекоммуникационными сетями.
11.1. Целью анализа угроз безопасности информации является определение возможных способов реализации (возникновения) угроз безопасности информации и последствий их реализации (возникновения) с учетом состава пользователей и их полномочий, программных и программно-аппаратных средств, взаимосвязей компонентов значимого объекта, взаимодействия с иными объектами критической информационной инфраструктуры, информационными системами, автоматизированными системами управления, информационно-телекоммуникационными сетями (далее - архитектура значимого объекта), а также особенностей функционирования значимого объекта.
Анализ угроз безопасности информации должен включать:
а) выявление источников угроз безопасности информации и оценку возможностей (потенциала) внешних и внутренних нарушителей;
б) анализ возможных уязвимостей значимого объекта и его программных, программно-аппаратных средств;
в) определение возможных способов (сценариев) реализации (возникновения) угроз безопасности информации;
г) оценку возможных последствий от реализации (возникновения) угроз безопасности информации.
В качестве исходных данных для анализа угроз безопасности информации используется банк данных угроз безопасности информации, ведение которого осуществляется ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 21 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3541; 2006, N 49, ст. 5192; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2012, N 7, ст. 818; 2013, N 26, ст. 3314; N 53, ст. 7137; 2014, N 36, ст. 4833; N 44, ст. 6041; 2015, N 4, ст. 641; 2016, N 1, ст. 211; 2017, N 48, ст. 7198) (далее - банк данных угроз безопасности информации ФСТЭК России), а также источники, содержащие иные сведения об уязвимостях и угрозах безопасности информации.
По результатам анализа угроз безопасности информации могут быть разработаны рекомендации по корректировке архитектуры значимого объекта и организационно-распорядительных документов по безопасности значимых объектов, направленные на блокирование (нейтрализацию) отдельных угроз безопасности информации.
Модель угроз безопасности информации должна содержать краткое описание архитектуры значимого объекта, характеристику источников угроз безопасности информации, в том числе модель нарушителя, и описание всех угроз безопасности информации, актуальных для значимого объекта.
Описание каждой угрозы безопасности информации должно включать:
а) источник угрозы безопасности информации;
б) уязвимости (ошибки), которые могут быть использованы для реализации (способствовать возникновению) угрозы безопасности информации;
в) возможные способы (сценарии) реализации угрозы безопасности информации;
г) возможные последствия от реализации (возникновения) угрозы безопасности информации.
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 26.03.2019 N 60)
(см. текст в предыдущей редакции)
Модель угроз безопасности информации может разрабатываться для нескольких значимых объектов, имеющих одинаковые цели создания и архитектуру, а также типовые угрозы безопасности информации.
Для определения угроз безопасности информации и разработки модели угроз безопасности информации должны применяться методические документы, разработанные и утвержденные ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085.
11.2. Проектирование подсистемы безопасности значимого объекта должно осуществляться в соответствии с техническим заданием на создание значимого объекта и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание подсистемы безопасности значимого объекта с учетом модели угроз безопасности информации и категории значимости значимого объекта.
При проектировании подсистемы безопасности значимого объекта:
а) определяются субъекты доступа (пользователи, процессы и иные субъекты доступа) и объекты доступа;
б) определяются политики управления доступом (дискреционная, мандатная, ролевая, комбинированная);
в) определяются и обосновываются организационные и технические меры, подлежащие реализации в рамках подсистемы безопасности значимого объекта;
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 26.03.2019 N 60)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) определяются виды и типы средств защиты информации, обеспечивающие реализацию технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта;
д) осуществляется выбор средств защиты информации и (или) их разработка с учетом категории значимости значимого объекта, совместимости с программными и программно-аппаратными средствами, выполняемых функций безопасности и ограничений на эксплуатацию;
е) разрабатывается архитектура подсистемы безопасности значимого объекта, включающая состав, места установки, взаимосвязи средств защиты информации;
ж) определяются требования к параметрам настройки программных и программно-аппаратных средств, включая средства защиты информации, обеспечивающие реализацию мер по обеспечению безопасности, блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации и устранение уязвимостей значимого объекта;
з) определяются меры по обеспечению безопасности при взаимодействии значимого объекта с иными объектами критической информационной инфраструктуры, информационными системами, автоматизированными системами управления или информационно-телекоммуникационными сетями.
В случае если в ходе проектирования подсистемы безопасности значимого объекта предусмотрена разработка программного обеспечения, в том числе программного обеспечения средств защиты информации, такая разработка проводится в соответствии со стандартами безопасной разработки программного обеспечения.
Результаты проектирования подсистемы безопасности значимого объекта отражаются в проектной документации на значимый объект (подсистему безопасности значимого объекта), разрабатываемой в соответствии с техническим заданием на создание значимого объекта и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание подсистемы безопасности значимого объекта.
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 26.03.2019 N 60)
(см. текст в предыдущей редакции)
В процессе проектирования значимого объекта его категория значимости может быть уточнена.
(абзац введен Приказом ФСТЭК России от 26.03.2019 N 60)
В целях тестирования подсистемы безопасности значимого объекта в ходе проектирования может осуществляться ее макетирование или создание тестовой среды. Тестирование должно быть направлено на:
обеспечение работоспособности и совместимости выбранных средств защиты информации с программными и аппаратными средствами значимого объекта;
практическую отработку выполнения средствами защиты информации функций безопасности, а также выполнения требований по безопасности, предъявляемых к программным и программно-аппаратным средствам, в том числе средствам защиты информации, в соответствии с пунктами 27 - 31 настоящих Требований;
(в ред. Приказа ФСТЭК России от 20.02.2020 N 35)
(см. текст в предыдущей редакции)
исключение влияния подсистемы безопасности на функционирование значимого объекта.
Макетирование подсистемы безопасности значимого объекта и ее тестирование может проводиться с использованием средств и методов моделирования, а также с использованием технологий виртуализации.
При проектировании подсистем безопасности значимых объектов, являющихся информационно-телекоммуникационными сетями, настоящие Требования применяются с учетом Требований к проектированию сетей электросвязи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 9 марта 2017 г. N 101 (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2017 г., регистрационный N 46915), а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи.
11.3. Разработка рабочей (эксплуатационной) документации на значимый объект осуществляется в соответствии с техническим заданием на создание значимого объекта и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание подсистемы безопасности значимого объекта на основе проектной документации.
Рабочая (эксплуатационная) документация на значимый объект должна содержать:
описание архитектуры подсистемы безопасности значимого объекта;
порядок и параметры настройки программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации;
правила эксплуатации программных и программно-аппаратных средств, в том числе средств защиты информации (правила безопасной эксплуатации).
Состав и формы рабочей (эксплуатационной) документации определяются в соответствии с техническим заданием на создание значимого объекта и (или) техническим заданием (частным техническим заданием) на создание подсистемы безопасности значимого объекта.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей