III. Требования к организационным и техническим мерам, принимаемым для обеспечения безопасности значимых объектов

III. Требования к организационным и техническим мерам,

принимаемым для обеспечения безопасности значимых объектов

15. Целью обеспечения безопасности значимого объекта является обеспечение его устойчивого функционирования в проектных режимах работы в условиях реализации в отношении значимого объекта угроз безопасности информации.

16. Задачами обеспечения безопасности значимого объекта являются:

а) предотвращение неправомерного доступа к информации, обрабатываемой значимым объектом, уничтожения такой информации, ее модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации;

б) недопущение информационного воздействия на программные и программно-аппаратные средства, в результате которого может быть нарушено и (или) прекращено функционирование значимого объекта;

в) обеспечение функционирования значимого объекта в проектных режимах его работы в условиях воздействия угроз безопасности информации;

г) обеспечение возможности восстановления функционирования значимого объекта критической информационной инфраструктуры.

17. В значимых объектах объектами, подлежащими защите от угроз безопасности информации (объектами защиты), являются:

а) в информационных системах:

информация, обрабатываемая в информационной системе;

программно-аппаратные средства (в том числе машинные носители информации, автоматизированные рабочие места, серверы, телекоммуникационное оборудование, линии связи, средства обработки буквенно-цифровой, графической, видео- и речевой информации);

программные средства (в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное программное обеспечение);

средства защиты информации;

архитектура и конфигурация информационной системы;

б) в информационно-телекоммуникационных сетях:

информация, передаваемая по линиям связи;

телекоммуникационное оборудование (в том числе программное обеспечение, система управления);

средства защиты информации;

архитектура и конфигурация информационно-телекоммуникационной сети;

в) в автоматизированных системах управления:

информация (данные) о параметрах (состоянии) управляемого (контролируемого) объекта или процесса (в том числе входная (выходная) информация, управляющая (командная) информация, контрольно-измерительная информация, иная критически важная (технологическая) информация);

программно-аппаратные средства (в том числе автоматизированные рабочие места, промышленные серверы, телекоммуникационное оборудование, линии связи, программируемые логические контроллеры, производственное, технологическое оборудование (исполнительные устройства);

программные средства (в том числе микропрограммное, общесистемное, прикладное программное обеспечение);

средства защиты информации;

архитектура и конфигурация автоматизированной системы управления.

18. Обеспечение безопасности значимого объекта достигается путем принятия в рамках подсистемы безопасности значимого объекта совокупности организационных и технических мер, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, реализация которых может привести к прекращению или нарушению функционирования значимого объекта и обеспечивающего (управляемого, контролируемого) им процесса, а также нарушению безопасности обрабатываемой информации (нарушению доступности, целостности, конфиденциальности информации).

Организационные и технические меры по обеспечению безопасности значимого объекта принимаются субъектом критической информационной инфраструктуры совместно с лицом, эксплуатирующим значимый объект (при его наличии). При этом между субъектом критической информационной инфраструктуры и лицом, эксплуатирующим значимый объект, должно быть проведено разграничение функций по обеспечению безопасности значимого объекта в ходе его эксплуатации.

19. Меры по обеспечению безопасности выбираются и реализуются в значимом объекте с учетом угроз безопасности информации применительно ко всем объектам и субъектам доступа на аппаратном, системном, прикладном и сетевом уровнях, в том числе в среде виртуализации.

20. Меры по обеспечению безопасности значимого объекта принимаются субъектом критической информационной инфраструктуры самостоятельно или при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих в зависимости от информации, обрабатываемой значимым объектом, лицензию на деятельность по технической защите информации, составляющей государственную тайну, и (или) на деятельность по технической защите конфиденциальной информации

21. Принимаемые организационные и технические меры по обеспечению безопасности значимого объекта должны соотноситься с мерами по промышленной, функциональной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности значимого объекта и обеспечивающего (управляемого, контролируемого) объекта или процесса. При этом меры по обеспечению безопасности значимого объекта не должны оказывать отрицательного влияния на функционирование значимого объекта в проектных режимах его работы.

22. В значимых объектах в зависимости от их категории значимости и угроз безопасности информации посредством исполнения организационных и технических мер, определяемых в соответствии с приложением к настоящим Требованиям, осуществляются:

а) идентификация и аутентификация субъектов доступа и объектов доступа;

б) управление доступом субъектов доступа к объектам доступа;

в) ограничение программной среды;

г) защита машинных носителей информации;

д) аудит безопасности;

е) антивирусная защита;

ж) предотвращение вторжений (компьютерных атак);

з) обеспечение целостности;

и) обеспечение доступности;

к) защита технических средств и систем;

л) защита информационной (автоматизированной) системы и ее компонентов;

м) планирование мероприятий по обеспечению безопасности;

н) управление конфигурацией;

о) управление обновлениями программного обеспечения;

п) реагирование на инциденты информационной безопасности;

р) обеспечение действий в нештатных ситуациях;

с) информирование и обучение персонала;

т) защита значимых объектов от атак, направленных на отказ в обслуживании.

(п. 22 в ред. Приказа ФСТЭК России от 28.08.2024 N 159)

(см. текст в предыдущей редакции)

22(1). При реализации мер по обеспечению безопасности значимых объектов применяются методические документы, разработанные ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085.

(п. 22(1) введен Приказом ФСТЭК России от 28.08.2024 N 159)

22(2). Меры по обеспечению защиты значимых объектов от атак, направленных на отказ в обслуживании, должны приниматься в отношении значимых объектов, имеющих интерфейсы и сервисы, к которым должен быть обеспечен постоянный доступ из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), и должны предусматривать:

а) выявление интерфейсов и сервисов значимых объектов, к которым должен быть обеспечен постоянный доступ из сети "Интернет", определение их принадлежности и назначения;

б) выявление публичных сетевых адресов, зарегистрированных за субъектом критической информационной инфраструктуры и (или) полученных от провайдера хостинга, и доменных имен, используемых для обеспечения функционирования значимых объектов, определение их назначения;

в) выявление и исключение из значимых объектов интерфейсов и сервисов значимых объектов, к которым обеспечен доступ из сети "Интернет", публичных сетевых адресов и доменных имен, не используемых для обеспечения функционирования значимых объектов и (или) принадлежность которых не установлена;

г) формирование перечня ресурсов сети "Интернет", с которыми могут взаимодействовать значимые объекты, включающего исходящий и входящий сетевые потоки, их характеристики и используемые протоколы (далее - матрица коммуникаций значимых объектов с сетью "Интернет");

д) определение сетевых адресов, с которыми должно быть обеспечено взаимодействие значимых объектов, формирование списка разрешенных сетевых адресов в условиях реализации атак, направленных на отказ в обслуживании;

е) использование программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих анализ и фильтрацию сетевых запросов в соответствии с матрицей коммуникаций значимых объектов с сетью "Интернет" на максимально возможной скорости для этих каналов связи и возможность блокирования сетевых запросов, обладающих признаками атак, направленных на отказ в обслуживании, на сетевом и прикладном уровнях значимых объектов;

ж) наличие двукратного резерва пропускной способности каналов передачи данных относительно объемов трафика в условиях отсутствия реализации атак, направленных на отказ в обслуживании;

з) использование данных, полученных при взаимодействии с Центром мониторинга и управления сетью связи общего пользования <1>;

--------------------------------

<1> Пункт 4 Положения о Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования, утвержденного приказом Роскомнадзора от 31 июля 2019 г. N 225 (зарегистрирован Минюстом России 22 ноября 2019 г., регистрационный N 56583), с изменениями, внесенными приказом Роскомнадзора от 24 апреля 2024 г. N 73 (зарегистрирован Минюстом России 6 июня 2024 г., регистрационный N 78486) (далее - Положение о Центре мониторинга).

и) обеспечение хранения в течение трех лет следующей информации о фактах реализации атак, направленных на отказ в обслуживании: дата и время начала и окончания реализации атаки, тип атаки, объем (Гбит/с, сетевых пакетов/с), перечень сетевых адресов, являющихся источником атак, и сетевых адресов, подверженных атакам, принимаемые меры.

(п. 22(2) введен Приказом ФСТЭК России от 28.08.2024 N 159)

23. Выбор мер по обеспечению безопасности значимых объектов для их реализации включает:

а) определение базового набора мер по обеспечению безопасности значимого объекта;

б) адаптацию базового набора мер по обеспечению безопасности значимого объекта;

в) дополнение адаптированного набора мер по обеспечению безопасности значимого объекта мерами, установленными иными нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и защиты информации.

Базовый набор мер по обеспечению безопасности значимого объекта определяется на основе установленной категории значимости значимого объекта в соответствии с приложением к настоящим Требованиям.

Базовый набор мер по обеспечению безопасности значимого объекта подлежит адаптации в соответствии с угрозами безопасности информации, применяемыми информационными технологиями и особенностями функционирования значимого объекта. При этом из базового набора могут быть исключены меры, непосредственно связанные с информационными технологиями, не используемыми в значимом объекте, или характеристиками, не свойственными значимому объекту. При адаптации базового набора мер по обеспечению безопасности значимого объекта для каждой угрозы безопасности информации, включенной в модель угроз, сопоставляется мера или группа мер, обеспечивающие блокирование одной или нескольких угроз безопасности или снижающие возможность ее реализации исходя из условий функционирования значимого объекта. В случае если базовый набор мер не позволяет обеспечить блокирование (нейтрализацию) всех угроз безопасности информации, в него дополнительно включаются меры, приведенные в приложении к настоящим Требованиям.

Дополнение адаптированного набора мер по обеспечению безопасности значимого объекта осуществляется с целью выполнения требований, установленных иными нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры и защиты информации. Дополнение адаптированного набора мер проводится в случае, если в отношении значимого объекта в соответствии с законодательством Российской Федерации также установлены требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, требования к криптографической защите информации или иные требования в области защиты информации и обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

24. В случае если значимый объект является государственной информационной системой или информационной системой персональных данных, меры по обеспечению безопасности значимого объекта и меры защиты информации (по обеспечению персональных данных) принимаются в соответствии с более высокой категорией значимости, классом защищенности или уровнем защищенности персональных данных.

25. Если принятые в значимом объекте меры по обеспечению промышленной, функциональной безопасности и (или) физической безопасности достаточны для блокирования (нейтрализации) отдельных угроз безопасности информации, дополнительные меры, выбранные в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Требований, могут не применяться. При этом в ходе разработки организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта должна быть обоснована достаточность применения мер по обеспечению промышленной безопасности или физической безопасности для блокирования (нейтрализации) соответствующих угроз безопасности информации.

26. При отсутствии возможности реализации отдельных мер по обеспечению безопасности и (или) невозможности их применения к отдельным объектам и субъектам доступа, в том числе вследствие их негативного влияния на функционирование значимого объекта в проектных режимах значимого объекта, должны быть разработаны и внедрены компенсирующие меры, обеспечивающие блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации с необходимым уровнем защищенности значимого объекта. При этом в ходе разработки организационных и технических мер по обеспечению безопасности значимого объекта должно быть обосновано применение компенсирующих мер, а при приемочных испытаниях (аттестации) оценена достаточность и адекватность данных компенсирующих мер для блокирования (нейтрализации) угроз безопасности информации.

В качестве компенсирующих мер могут быть рассмотрены меры по обеспечению промышленной, функциональной и (или) физической безопасности значимого объекта, поддерживающие необходимый уровень его защищенности.

26.1. При использовании в значимых объектах новых информационных технологий и выявлении дополнительных угроз безопасности информации, для которых не определены меры по обеспечению безопасности, должны разрабатываться компенсирующие меры в соответствии с пунктом 26 настоящих Требований.

(п. 26.1 введен Приказом ФСТЭК России от 20.02.2020 N 35)

26(2). Организационные меры, направленные на защиту значимых объектов от атак, направленных на отказ в обслуживании, должны предусматривать:

а) взаимодействие с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации <2>;

--------------------------------

<2> Подпункт "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 620 "О совершенствовании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации".

б) взаимодействие в автоматизированном режиме с Центром мониторинга и управления сетью связи общего пользования <3> в рамках противодействия атакам, направленным на отказ в обслуживании;

--------------------------------

<3> Пункт 5 Положения о Центре мониторинга.

в) взаимодействие с провайдером хостинга или организацией, предоставляющей услуги связи, программно-аппаратные средства которых, участвующие в контроле, фильтрации и блокировании сетевых запросов, обладающих признаками атак, направленных на отказ в обслуживании, должны быть расположены на территории Российской Федерации;

г) определение порядка взаимодействия с провайдером хостинга или организацией, предоставляющей услуги связи, по совместному блокированию атак, направленных на отказ в обслуживании, и разграничению зон ответственности при таком блокировании;

д) обеспечение доступности из сети "Интернет" интерфейсов и сервисов значимых объектов, подлежащих защите от атак, направленных на отказ в обслуживании, по согласованию со структурным подразделением, специалистами по защите информации после принятия мер по контролю и фильтрации исходящего и входящего сетевого трафика в соответствии с матрицей коммуникаций значимых объектов с сетью "Интернет";

е) возможность размещения значимых объектов в информационно-телекоммуникационной инфраструктуре провайдера хостинга, обеспечивающего защиту от атак, направленных на отказ в обслуживании, или осуществление защиты значимых объектов путем перенаправления сетевого трафика на программно-аппаратные средства организации, оказывающей услуги по контролю, фильтрации и блокированию сетевых запросов, обладающих признаками атак, направленных на отказ в обслуживании, при отсутствии технической возможности у субъекта критической информационной инфраструктуры самостоятельно организовать защиту значимых объектов от атак, направленных на отказ в обслуживании.

(п. 26(2) введен Приказом ФСТЭК России от 28.08.2024 N 159)

26(3). Программно-аппаратные средства, используемые для осуществления контроля, фильтрации и блокирования сетевых запросов, обладающих признаками атак, направленных на отказ в обслуживании, должны быть расположены на территории Российской Федерации.

(п. 26(3) введен Приказом ФСТЭК России от 28.08.2024 N 159)