5. Выводы Суда

19. Суд при рассмотрении дела по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании решения Комиссии или его отдельных положений и (или) действия (бездействия) Комиссии в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Регламента Суда в судебном заседании осуществляет проверку:

а) полномочий Комиссии на принятие оспариваемого решения;

б) факта нарушения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предоставленных им Договором и (или) международными договорами в рамках Союза;

в) оспариваемого решения или его отдельных положений и (или) действия (бездействия) Комиссии на соответствие их Договору и (или) международным договорам в рамках Союза.

20. В соответствии с положениями статьи 8 Договора Комиссия как орган Союза действует в пределах полномочий, предоставленных ей Договором и международными договорами в рамках Союза.

Статус, задачи, состав, функции, полномочия и порядок работы Комиссии согласно пункту 3 статьи 18 Договора определены в Положении о ЕЭК.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 3 Положения о ЕЭК Комиссия осуществляет свою деятельность в сфере конкурентной политики в пределах полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Союза. При этом основным условием наличия у Комиссии компетенции на принятие решения в сфере конкуренции согласно Договору является трансграничность рынка.

Как следует из представленных Комиссией материалов, ООО "Белфармаком" производит ветеринарные препараты и кормовые добавки на территории Российской Федерации и осуществляет их оптовую реализацию на территории Российской Федерации, а также на территории Республики Беларусь через УП "Белйодобром".

Ввиду того, что хозяйствующие субъекты зарегистрированы в качестве юридических лиц на территориях разных государств-членов и товар обращается на территориях двух государств-членов, товарный рынок является трансграничным, что подтверждает компетенцию Комиссии на принятие оспариваемого истцами решения.

Пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов общих правил конкуренции, установленных разделом XVIII Договора, в случае если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более государств-членов, за исключением финансовых рынков, в соответствии с пунктом 7 статьи 76 Договора осуществляется Комиссией в порядке, предусмотренном Протоколом.

В соответствии с пунктом 10 Протокола для реализации положений раздела XVIII Договора и Протокола Комиссии предоставлены необходимые полномочия по рассмотрению заявления (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, проведению расследования, возбуждению и рассмотрению дела, применению штрафных санкций и другие.

21. Комиссией в соответствии с Порядком рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета ЕЭК от 23 ноября 2012 года N 97, по результатам рассмотрения материалов МАРТ РБ от 16 февраля 2022 года N 25-01-05/218К (вх. N 3542 от 28 февраля 2022 года) о наличии возможных признаков нарушения положений пунктов 3 - 6 статьи 76 Договора со стороны ООО "Белфармаком", АО "ЗВП", УП "Белйодобром" было вынесено определение N 43/опр от 23 августа 2022 года о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

22. В соответствии с Порядком проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета ЕЭК от 23 ноября 2012 года N 98, определением от 21 декабря 2022 года N 77/опр в отношении истцов возбуждено дело о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках по признакам нарушения подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора и назначена комиссия по рассмотрению дела и ее состав.

23. Истцами действия ответчика по проведению расследования и по возбуждению дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках по признакам нарушения истцами подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора, назначении комиссии по рассмотрению дела и ее состава не оспариваются. Доводы заявлений истцов касаются стадии рассмотрения материалов дела и принятия ответчиком Решения N 61, то есть соблюдения требований Порядка рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета ЕЭК от 23 ноября 2012 года N 99 (далее - Порядок N 99).

24. Из представленных ответчиком материалов дела следует, что комиссией по рассмотрению дела по материалам дела, возбужденного по признакам нарушения подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора, с участием представителей истцов проведено восемь заседаний, по результатам которых выносились определения: N 10/опр от 27 января 2023 года (заседание проведено 24 января 2023 года); N 26/опр от 27 февраля 2023 года (заседание от 21 февраля 2023 года); N 31/опр от 16 марта 2023 года (заседание от 14 марта 2023 года); N 35/опр от 11 апреля 2023 года (заседание от 6 апреля 2023 года); N 40/опр от 4 мая 2023 года (заседание от 28 апреля 2023 года); N 45/опр от 26 мая 2023 года (заседание от 23 мая 2023 года); N 48/опр от 9 июня 2023 года (заседание от 9 июня 2023 года). Последнее заседание комиссии по рассмотрению дела проведено 16 июня 2023 года, по результатам заседания определение не выносилось. Также следует отметить, что даты принятия вышеуказанных определений, кроме 9 июня 2023 года, не соответствуют датам проведения заседаний комиссии по рассмотрению дела.

25. В соответствии с пунктом 23 Порядка N 99 на заседании 16 июня 2023 года при рассмотрении дела, возбужденного в отношении истцов по признакам нарушения подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора, председателем комиссии по рассмотрению дела было объявлено об окончании рассмотрения дела и выявлении длящегося правонарушения со стороны истцов.

26. Согласно пункту 28 Порядка N 99 в случае обнаружения в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело, комиссия по рассмотрению дела обязана отложить рассмотрение дела.

Однако рассмотрение дела по признакам нарушения подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора для вменения истцам иного нарушения по пункту 5 статьи 76 Договора не откладывалось.

27. В соответствии с подпунктом 1 пункта 36 Порядка N 99 в случае, если в ходе рассмотрения дела выявлены новые признаки нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, достаточные для выделения дел (дела) в отдельное производство, выносится определение о выделении дела (дел) в отдельное производство.

Комиссией по рассмотрению дела вопрос о выделении дела в отношении истцов по признакам нарушения пункта 5 статьи 76 Договора в соответствии с подпунктом 1 пункта 36 Порядка N 99 также не обсуждался.

28. Коллегией Суда установлено, что с момента возбуждения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках по день объявления об окончании рассмотрения дела истцам вменялось нарушение подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора, соответственно, в период указанного времени истцы осуществляли свою защиту в пределах вменяемого им нарушения путем дачи пояснений, представления возражений и соответствующих доказательств.

29. Согласно подпункту "г" пункта 1 Решения N 61 по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора Комиссия признала отсутствие со стороны АО "ЗВП", УП "Белйодобром", ООО "Белфармаком" и их должностных лиц нарушения подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора и прекратила рассмотрение дела в отношении указанных лиц на основании подпункта 1 пункта 46 Порядка N 99.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 46 Порядка N 99 Коллегия Комиссии принимает решение о прекращении рассмотрения дела при отсутствии в действиях (бездействии) ответчика (ответчиков) нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках.

Коллегия Суда считает, что Комиссия таким образом завершила возбужденное определением N 77/опр от 21 декабря 2022 года дело о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках по признакам подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора.

30. Из содержания Порядка N 99 следует, что прекращение рассмотрения дела о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках в отношении истцов предполагает прекращение дальнейшего производства по делу, в том числе принятие Комиссией каких-либо иных решений.

Несмотря на это, подпунктом "а" пункта 1 Решения N 61 Комиссия признала наличие нарушения пункта 5 статьи 76 Договора, выраженного в заключении договоров, содержащих положения об ограничении территории продаж, и реализации этих положений на рынке оптовой реализации ветеринарных препаратов и кормовых добавок, повлекших раздел товарного рынка по территориальному принципу, со стороны ООО "Белфармаком", УП "Белйодобром" и их должностных лиц.

Подпунктом "б" пункта 1 Решения N 61 Комиссия признала отсутствие оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении лиц, указанных в подпункте "а" пункта 1 статьи 76 Договора.

31. Согласно пункту 44 Порядка N 99 комиссия по рассмотрению дела не позднее 60 рабочих дней с даты окончания рассмотрения подготавливает проект решения Коллегии Комиссии по делу и представляет его члену Коллегии Комиссии, курирующему вопросы конкуренции и антимонопольного регулирования, в комплекте документов в соответствии с пунктами 69 и 70 Регламента работы ЕЭК для включения вопроса в повестку для заседания Коллегии Комиссии в установленном порядке. Датой окончания рассмотрения дела считается дата последнего заседания комиссии по рассмотрению дела, на котором объявляется об окончании его рассмотрения.

Решение N 61 ответчиком принято 28 мая 2024 года, то есть через 11 месяцев 18 дней после окончания рассмотрения дела (16 июня 2023 года).

32. Реализация предоставленных Комиссии полномочий по пресечению нарушений общих правил конкуренции ограничена необходимостью соблюдения установленных правом Союза процедурных требований, служащих гарантией прав и законных интересов проверяемых лиц.

Право на защиту, как и право знать суть вменяемого деяния, признаются и гарантируются общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государств - членов Союза, несоблюдение такого права противоречит праву Союза в целом и Договору в частности.

Права лица, участвующего в деле о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, закреплены в пункте 13 Порядка N 99, которым предусмотрено, что с момента возбуждения дела лица, участвующие в рассмотрении дела, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме, приводить доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в рассмотрении дела, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в рассмотрении дела.

33. Коллегией Суда установлено, что вопрос о нарушении истцами пункта 5 статьи 76 Договора не рассматривался на заседании комиссии по рассмотрению дела. Истцы не были осведомлены, какое именно нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках им вменяется.

Ответчиком истцам вменено нарушение пункта 5 статьи 76 Договора на стадии принятия решения, о чем истцам стало известно только из оспариваемого ими решения.

Таким образом, Комиссия фактически лишила истцов права на защиту, знать о вменяемом им деянии в ходе рассмотрения дела, давать пояснения, заявлять ходатайства, приводить доводы и доказательства, опровергающие нарушение ими пункта 5 статьи 76 Договора.

В связи с изложенным Коллегия Суда считает доводы ответчика о реализации истцами своего права на защиту в соответствии с пунктом 13 Порядка N 99 подлежащими отклонению как необоснованные.

34. Вышеизложенные обстоятельства принятия Комиссией оспариваемого решения, повлекшее нарушение прав УП "Белйодобром" и ООО "Белфармаком" на эффективную защиту, в том числе представления возражений и доказательств, опровергающих совершение ими нарушения, предусмотренного пунктом 5 статьи 76 Договора, свидетельствуют о нарушении Комиссией принципа объективности, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 Положения о ЕЭК.

Решение N 61 вынесено Комиссией без полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, без выяснения позиций УП "Белйодобром" и ООО "Белфармаком" по определению их действий по пункту 5 статьи 76 Договора.

35. Принятие Комиссией подпунктов "а" и "б" пункта 1 Решения N 61 с существенным нарушением процедурных требований влечет признание оспариваемого решения не соответствующим праву Союза, что исключает необходимость оценки иных доводов истцов.

В связи с изложенным Коллегия Суда не считает возможным предрешать вопросы, касающиеся правильности применения норм материального права, определение действий истцов по пункту 5 статьи 76 Договора, доказанности совершения нарушения, наличия или отсутствия оснований для прекращения дела, давать оценку договорам, заключенным между истцами на предмет ограничения конкуренции на трансграничном рынке, раздела рынка по территориальному признаку, является ли нарушение длящимся и прочие.

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 39, 108 Статута Суда, статьями 77, 78, 80 и 82 Регламента Суда, Коллегия Суда

решила:

Удовлетворить требования торгового частного унитарного предприятия "Белйодобром" и общества с ограниченной ответственностью "Белфармаком".

Признать подпункты "а" и "б" пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28 мая 2024 года N 61 "О наличии нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках" не соответствующими Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международным договорам в рамках Союза и нарушающими права и законные интересы торгового частного унитарного предприятия "Белйодобром" и общества с ограниченной ответственностью "Белфармаком" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пошлину, уплаченную торговым частным унитарным предприятием "Белйодобром", возвратить.

Пошлину, уплаченную обществом с ограниченной ответственностью "Белфармаком", возвратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Апелляционную палату Суда Евразийского экономического союза в течение пятнадцати календарных дней с даты его вынесения.

Председательствующий

А.М.АЖИБРАИМОВА

Судьи

Э.В.АЙРИЯН

Д.П.АЛЕКСАНДРОВ

А.А.ДРОНОВ

Э.Ж.ИСМАИЛОВ