1. Модернизация системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства

1. Модернизация системы подготовки кадров для строительной

отрасли и жилищно-коммунального хозяйства

Концепция исходит из необходимости модернизации и совершенствования системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, соответствия этой системы национальным целям и современным направлениям научно-технологического развития.

В результате реализации Концепции образовательные организации, осуществляющие подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, должны во взаимодействии с представителями реального сектора экономики стать не только устойчивой и современной площадкой кадрового и научно-технологического обеспечения строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, но и генераторами новых идей и технологий, национальными и международными центрами компетенций в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Основными задачами модернизации системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2035 года являются:

разработка, реализация и актуализация в соответствии с запросами строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства образовательных программ, направленных на развитие кадрового потенциала, обеспечение квалифицированным персоналом для стабильного функционирования и комплексного развития;

актуализация образовательных программ в части формирования компетенций по управлению и эксплуатации объектами строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на основе цифровых моделей и больших данных, с учетом необходимости повышения производительности труда;

вовлечение работодателей в управление качеством реализации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ;

модернизация и цифровизация образовательной деятельности, а также других ключевых процессов, приведение образовательных программ в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей (организаций реального сектора экономики), профессиональными стандартами, реализация новых образовательных программ для подготовки специалистов, обладающих навыками применения принципов бережливого производства и инструментов, повышающих производительность труда;

формирование цифровых компетенций, в частности навыков применения технологий информационного моделирования и искусственного интеллекта, на всех уровнях образования;

расширение участия высокотехнологичных компаний строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в образовательном процессе, привлечение к образовательному процессу специалистов-практиков;

совершенствование организационной структуры профильных образовательных организаций и системы управления ими, в том числе через внедрение технологий стратегического менеджмента и проектного управления, формирование современной цифровой и информационной корпоративной культуры;

инфраструктурное развитие, укрепление материально-технической базы профильных образовательных организаций;

разработка и внедрение системы мер и эффективных моделей по выявлению, отбору, привлечению и сопровождению обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций, ориентированных на строительные профессии, для обучения в профильных образовательных организациях, включая реализацию программ предпрофессионального развития и профориентационных мероприятий;

формирование системы развития кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства (активный кадровый резерв);

развитие аспирантуры и докторантуры для подготовки большего числа высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров;

всесторонняя поддержка научно-педагогических и инженерно-технических работников, а также передовых инженерных школ и технопарков;

развитие института наставничества и обучения на рабочем месте;

модернизация научной (в том числе научно-технической) и инновационной деятельности, создание точек генерации исследований мирового уровня, развитие международного научного сотрудничества;

активизация патриотической, профориентационной и воспитательной работы в рамках современных требований к интеграции образовательной деятельности и воспитательного процесса, развитие движения студенческих строительных отрядов как инструмента, объединяющего профессиональное образование и патриотическое воспитание;

повышение престижности среди молодежи профессий строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства;

развитие международного сотрудничества, в том числе формирование эффективных механизмов двусторонней международной мобильности, продвижение российских образовательных продуктов за рубежом;

вхождение российских образовательных организаций в национальные и (или) международные предметные (отраслевые) рейтинги.

Решение этих задач требует системного подхода, обеспечивающего единство образовательного и научного пространства, гарантирующего высокий уровень образования и науки в разных субъектах Российской Федерации, а также взаимодействия с организациями реального сектора экономики.

Основными принципами модернизации системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства станут:

ориентированность на достижение национальных целей и развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства;

открытость (расширение образовательного и научного сотрудничества с заинтересованными зарубежными научно-образовательными центрами, развитие академической мобильности, проведение международных общественно значимых мероприятий);

гибкость образовательных программ и образовательных стандартов (с учетом быстро меняющихся технологий производства и запросов работодателей);

практичность (система подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечивать не только передачу знаний, но и формирование необходимых, востребованных отраслью умений и навыков, развитие проектной деятельности студентов);

адаптивность образовательных программ к условиям их реализации;

ориентация образовательных программ на повышение производительности труда и внедрение принципов бережливого производства в строительную отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство.

Адаптивность образовательных программ к потребностям строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства является ключевым фактором успешного включения выпускников в профессиональную среду.

Первоочередной задачей обеспечения кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства является опережающая подготовка рабочих и специалистов среднего звена по профессиям, которые будут востребованы в ближайшие годы.

Целесообразным является развитие системы среднего профессионального образования на базе профессиональных образовательных организаций во взаимодействии с организациями строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и профильными образовательными организациями высшего образования.

В целях оперативного включения выпускников профессиональных образовательных организаций в производственные процессы обучение перспективным рабочим профессиям может быть организовано в рамках программ профессионального обучения с сокращенным сроком реализации таких программ. Увеличение доли практической подготовки, в том числе в организациях строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, позволит выпускать опытных специалистов, готовых включиться в рабочие процессы, что в свою очередь предоставит возможность выпускнику получать конкурентоспособную заработную плату.

Задачей образовательных организаций высшего образования является подготовка инженерно-технических работников, обеспечивающих инновационное развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на основе стратегического партнерства ведущих образовательных организаций высшего образования и потенциальных работодателей.

В целях кадрового обеспечения строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства совместно с организациями реального сектора экономики должна вестись планомерная работа по созданию базовых (корпоративных) кафедр, реализации стипендиальных программ поддержки, организации производственных практик и стажировок для обучающихся.

Кроме того, участие работодателей (организаций реального сектора экономики) необходимо обеспечить на всех этапах разработки и реализации образовательных программ, направленных на ускоренное формирование, развитие и закрепление практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. Также при разработке образовательных программ следует учитывать динамично меняющиеся требования рынка труда к специалистам строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Модернизация системы подготовки кадров невозможна без развития кадрового потенциала профильных образовательных организаций высшего образования и отраслевых научно-исследовательских организаций. В целях подготовки научных и научно-педагогических кадров необходимо обратить внимание на развитие аспирантуры и докторантуры, формируемых на базе научно-педагогических школ российских образовательных и научных организаций, ведущих исследования в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Привлечение, удержание и развитие талантливых педагогических кадров являются фундаментом развития системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Для решения задач по развитию кадрового потенциала образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, предусматриваются:

развитие аспирантуры и докторантуры на базе ведущих научно-педагогических школ образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обеспечивающих формирование исследовательских компетенций;

повышение квалификации педагогических работников, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, по приоритетным направлениям развития отраслевых науки и образования на базе профильных образовательных организаций высшего образования, обеспечение постоянной экспертизы качества реализации соответствующих дополнительных профессиональных программ;

внедрение прозрачной системы показателей эффективности, результативности и материального стимулирования за достижение результата для работников образовательных организаций, в том числе на основе совершенствования системы развития карьеры для молодых работников, системы конкурсов среди педагогических работников и проектных команд для выявления, поощрения и продвижения талантов, внедрения корпоративных программ развития человеческого капитала, включающих систему обучения по дополнительным профессиональным программам, в том числе в форме стажировок в отраслевых компаниях;

совершенствование обеспечения социальных гарантий и защищенности коллективов образовательных организаций, системы материального и морального стимулирования.

Вовлечение молодежи в научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность позволит сохранить преемственность традиций научно-педагогических школ, обеспечить надлежащее качество, эффективность и результативность таких исследований.

Развитие института наставничества - еще один инструмент достижения профессионального роста. Его применение предоставляет возможность молодым специалистам получить профессиональную поддержку опытных и квалифицированных наставников, помогает в развитии навыков и умений, повышении уровня компетентности.

В условиях перехода к цифровой экономике, а также растущего применения инновационных и высокотехнологичных решений становится необходимой организация системной профессиональной переподготовки кадров строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в целях приобретения ими новых востребованных компетенций. Эта задача должна решаться комплексно для всех уровней работников строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.

В профильных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях необходимо развивать деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе в сетевом формате, что позволит расширить охват обучающихся по всей территории Российской Федерации.

Обучение по программам ускоренной подготовки, в том числе для трудовых мигрантов, а также по программам профессиональной переподготовки граждан, высвободившихся из других отраслей экономики, снизит кадровый дефицит и повысит профессиональную мобильность.

Кроме того, в целях повышения конкурентоспособности строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства необходимо реализовывать мероприятия по популяризации и повышению престижности строительных профессий, связанных с проектированием и строительством, сферой компетенций технического заказчика, а также профессий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с этим большое значение придается проведению конгрессов, конференций, форумов, семинаров, выставок и чемпионатов. Участие в указанных мероприятиях на регулярной основе обучающихся образовательных организаций, специалистов и представителей компаний строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, а также обмен мнениями и опытом положительно влияют на развитие кадрового потенциала.

Также необходимо уделять внимание повышению информированности о достижениях строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства через информационные порталы, вебинары, научно-популярные видеолекции и издания.