I. Общие положения

Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года (далее - Концепция) разработана в целях совершенствования формирования и укрепления кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и решения задач Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р (далее - Стратегия), и Стратегии развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Концепция учитывает предложения, сформулированные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 г.

Концепция определяет цели, задачи, инструменты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в области подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.

Концепция является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.

Строительная отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство формируют среду для реализации бытовых, эстетических, культурных и социальных потребностей граждан.

Анализ развития мировой экономики позволяет сформулировать новый комплексный подход к развитию строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства как к деятельности по формированию среды жизнедеятельности общества на основе принципов комфортности, безопасности, природосбережения и непрерывной интеграции инновационных технологий, в том числе цифровых.

В настоящее время строительная отрасль и жилищно-коммунальное хозяйство испытывают серьезную нехватку кадров всех уровней, специальностей и направлений подготовки. За последнее десятилетие, по данным отраслевых ассоциаций, союзов и объединений, обеспеченность отраслевых компаний специалистами, обладающими необходимыми компетенциями, снижается, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно сократилась доля персонала в экономически активной возрастной категории - произошло старение рабочей силы.

В целях совершенствования методов формирования и укрепления кадрового потенциала строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения эффективности национальной экономики, содействия достижению национальных целей в условиях введения ограничительных мер, приводящих к прекращению взаимодействия с рядом стран и иностранных организаций, требуется новый вектор стратегических управленческих решений, способных резко нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции специалистов строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.

Система подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 2023 год включает профильные образовательные организации высшего образования (8 федеральных и одну региональную), а также более 270 образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, среднего профессионального образования и программам профессионального обучения.

По специальностям и направлениям подготовки, связанным с архитектурой, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, общая численность выпускников, окончивших образовательные организации высшего образования, в 2021 году составила свыше 36 тыс. человек, в 2022 году - свыше 34 тыс. человек, в 2023 году - свыше 35 тыс. человек. Указанные данные о количестве выпускников, окончивших образовательные организации высшего образования, приведены по 17 укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, включая жилищное хозяйство и коммунальную инфраструктуру, ландшафтную архитектуру, строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей и строительство, эксплуатацию, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей.

Количество выпускников по профессиям сферы архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, окончивших профессиональные образовательные организации, в 2021 году составило свыше 113 тыс. человек, в 2022 году - свыше 115 тыс. человек, в 2023 году - свыше 122 тыс. человек. Указанные данные о количестве выпускников, окончивших профессиональные образовательные организации, приведены по выборочным профессиям и специальностям из 12 укрупненных групп профессий, специальностей, включая электронику, радиотехнику и системы связи, электро- и теплоэнергетику, машиностроение, химические технологии, прикладную геологию, горное дело, нефтегазовое дело и геодезию, технологии материалов, технику и технологии наземного транспорта, управление в технических системах, сервис и туризм, изобразительное и прикладные виды искусств.

Фактическая и прогнозная численность абитуриентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в Российской Федерации, по данным Росстата, за последнее десятилетие показывает значительные колебания из года в год, при этом среднее значение остается в положительной динамике (+0,5 процента). Прирост абитуриентов в период с 2023 по 2033 год (со средним значением прироста +2,65 процента) предоставит возможность сконцентрировать ресурсы государства, образовательных и научных организаций, а также бизнеса на передовых направлениях научно-технологического развития строительного комплекса.

В Стратегии определена прогнозная численность занятых в строительной отрасли при базовом сценарии реализации Стратегии: в 2024 году - 6,5 млн. человек, в 2030 году - 6,8 млн. человек, в 2035 году - 7,3 млн. человек.

С учетом прогноза кадровой потребности в 2030 году по отношению к 2024 году численность занятых в строительстве вырастет на 313 тыс. человек, при необходимости замещения лиц, выходящих на пенсию (по данным официальной статистики, в строительной отрасли трудятся около 8 процентов (более 500 тыс. человек) лиц старше 55 лет), в отрасль в ближайшие 6 лет необходимо привлечь более 850 тыс. молодых специалистов различной квалификации.

Одними из ключевых компонентов планирования и формирования кадрового резерва для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства являются мониторинг и анализ текущей ситуации на рынке труда, а также учет демографического положения в Российской Федерации в краткосрочной (1 - 3 года), среднесрочной (3 - 5 лет) и долгосрочной (5 - 10 лет) перспективе.

Прогноз потребности в профессиональных кадрах для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства формируется на 5-летний период с ежегодной актуализацией и учитывается при распределении контрольных цифр приема на обучение.

Прогнозные значения потребности строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства в специалистах должны учитываться образовательными организациями для актуализации образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также дополнительных профессиональных программ в целях адаптации учебных планов не только к изменениям в техниках и технологиях, но и к требованиям рынка труда.

В целях координации совместных действий и консолидации интеллектуальных, инфраструктурных и информационных ресурсов для научного, технологического и кадрового обеспечения строительной отрасли, реализации проектов, направленных на научно-технологическое развитие Российской Федерации, повышения конкурентоспособности системы образования при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет" в 2021 году создан Отраслевой консорциум "Строительство и архитектура", объединяющий для взаимовыгодного сотрудничества в указанных целях все профильные образовательные организации высшего образования, научные организации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия архитектуры и строительных наук", отраслевые и межотраслевые объединения и союзы и других заинтересованных участников.

Отраслевая система подготовки квалифицированных кадров, объединяющая среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование, является организационной основой, обеспечивающей независимое от внешних факторов функционирование строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства. Такая система должна быть ориентирована на привлечение и развитие талантов, подготовку высококвалифицированных кадров, развитие культуры производства, генерацию знаний, разработку и применение инновационных решений на практике.

Образовательные организации должны обеспечивать квалифицированными кадрами не только компании строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, но также исследовательские и инновационные структуры, отвечающие за научно-технологическое развитие строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

Технологическая трансформация строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и мировой экономики в целом, цифровизация, критические изменения в научно-технологической сфере, структуре рынка труда, основанные в том числе на IT-решениях, кардинальных сдвигах в подходах к учебной и воспитательной деятельности и новых образовательных технологиях, - все это требует существенного пересмотра парадигмы развития образовательных организаций, вовлеченных в подготовку кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, переформатирования образовательной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной и экспертно-аналитической деятельности и проведения работ по привлечению и развитию талантов, а также внедрения новых цифровых моделей управления образовательными процессами, в том числе на базе искусственного интеллекта.

Необходимо модернизировать принципы организации системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в целях обучения специалиста, сочетающего в себе знания и навыки в области передовых строительных технологий и в области социального инжиниринга, в сфере искусства, истории и культуры, направленные на всестороннее и гармоничное развитие личности, способной реализовывать свой интеллектуальный потенциал в профессиональной деятельности.