УСЛУГИ ТУРИЗМА В РОССИИ И РАЗОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Пандемия 2020 - 2022 годов привела к сокращению объемов туристических услуг за счет внешнего предложения. Закрытие внешнего авиасообщения в начале пандемии и его последующее ограничение, дополнительные ПЦР-тестирования, необходимость вакцинации и другие факторы привели к переориентации населения на внутренний туризм. Санкции 2022 - 2024 годов в виде ограничений на перелеты, сокращения выдачи виз и сложностей с использованием российских платежных инструментов за рубежом еще больше снизили доступность зарубежного туризма. Таким образом, за последние 4 года российская экономика столкнулась с действием разовых факторов на стороне предложения туристических услуг, которые носят длительный характер.

В частности, объем продаж летних турпакетов за рубеж в июне - августе 2024 года сократился на 15 - 20% в сравнении с летом 2021 года. Потребители переориентировались на дружественные страны (лидером среди них является Турция - около 56% турпотока в июне - августе 2024 года), а также на внутренние направления. Однако сокращение услуг выездного туризма в настоящий момент в полной мере не компенсируется внутренним предложением. Это связано с ограничениями по вместительности средств размещения и транспорта.

В то же время рост доходов населения с 2021 года и смена предпочтений в пользу потребления большего количества услуг привел к значительному росту спроса на туризм. В результате совокупный спрос на туристические услуги превышает возможности предложения. Это привело к удорожанию как внешнего, так и внутреннего туризма.