Приложение 9

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Банк России активно участвует в разработке и реализации политики по развитию финансового рынка, которое важно для успешной структурной трансформации экономики и повышения эффективности денежно-кредитной политики

В настоящий момент происходит не только восстановление российского финансового рынка, но и развитие его основных сегментов. При этом структурная трансформация российской экономики продолжается. Для ее финансирования необходим значительный объем долгосрочных ресурсов, которые в условиях действующих санкционных ограничений могут быть сформированы преимущественно из внутренних источников, в том числе сбережений граждан. Трансформация сбережений в инвестиции происходит на финансовом рынке, уровень развития которого является одним из факторов, влияющих на скорость структурной трансформации и развития экономики.

Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует политику по развитию финансового рынка. Среднесрочные задачи по развитию финансового рынка содержатся в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов и исполняются в целом в намеченные сроки.

В первую очередь целесообразно выделить комплекс мер, направленных на развитие рынка капитала. В частности, были реализованы меры, стимулирующие активность инвесторов на рынке капитала - велась работа по расширению линейки инструментов долгосрочных сбережений и инвестиций, а также деятельность по доработке существующих инструментов. Так, в целях развития долгосрочных сбережений был уточнен порядок налогообложения долгосрочных вкладов <1>. В части расширения линейки инструментов можно выделить следующие мероприятия: запуск программы долгосрочных сбережений <2>, введение нового типа индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) - ИИС третьего типа <3>, появление с 1 января 2025 года на российском рынке нового инструмента для долгосрочных инвестиций - долевого страхования жизни <4>. Для повышения привлекательности инструментов рынка капитала для граждан был установлен налоговый вычет <5> на долгосрочные сбережения граждан, распространяемый на договоры негосударственного пенсионного обеспечения, договоры долгосрочных сбережений, а также на ИИС третьего типа. Все эти меры будут содействовать формированию условий для повышения привлекательности инструментов рынка капитала среди розничных инвесторов.

--------------------------------

<1> Принят Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

<2> Принят Федеральный закон от 10.07.2023 N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<3> Принят Федеральный закон от 19.12.2023 N 600-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<4> Принят Федеральный закон от 25.12.2023 N 631-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<5> Принят Федеральный закон от 23.03.2024 N 58-ФЗ "О внесении изменений в статьи 102 и 126-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Не менее важными для развития рынка капитала, в том числе в интересах структурной адаптации экономики, являются институциональные инвесторы, меры по стимулированию которых также реализовывались в рассматриваемый период. Так, для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) расширены <6> возможности по приобретению акций в рамках IPO в состав пенсионных средств. Наряду с уже введенным стимулирующим регулированием для страховых организаций и паевых инвестиционных фондов реализованы меры, направленные на стимулирование инвестиций профессиональных участников рынка ценных бумаг <7> и НПФ <8> в облигации российских эмитентов, выпущенные в рамках финансирования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики <9>. В среднесрочной перспективе меры, направленные на развитие рынка капитала и усиление его роли в финансировании экономики позволят повысить активность эмитентов, институциональных и частных инвесторов. С одной стороны, это будет снижать влияние единичных крупных сделок на ценообразование на рынке капитала. С другой стороны, изменения котировок ценных бумаг будут влиять на поведение более широкого круга экономических субъектов. В результате будет увеличиваться значимость каналов трансмиссионного механизма, связанных с влиянием процентных ставок на цены активов.

--------------------------------

<6> В части пенсионных накоплений - Указание Банка России от 22.05.2024 N 6732-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 марта 2017 года N 580-П". В части пенсионных резервов - Указание Банка России от 18.06.2024 N 6759-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 5 декабря 2019 года N 5343-У".

<7> Приняты Указание Банка России от 09.10.2023 N 6570-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 22 марта 2019 года N 5099-У" и Указание Банка России от 09.10.2023 N 6571-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 2 августа 2021 года N 5873-У".

<8> Принято Указание Банка России от 07.11.2023 N 6598-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 4 июля 2016 года N 4060-У".

<9> В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 N 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации".

Увеличению активности на российском финансовом рынке будут способствовать и меры по развитию конкуренции и расширению свободы выбора потребителей, в том числе их переключения между различными поставщиками финансовых услуг. Так, граждане, осуществляющие перевод средств в пределах 30 млн рублей между своими счетами (вкладами) в разных банках и на свой кошелек на финансовой платформе, освобождены от комиссии <10>. Улучшению условий конкуренции и повышению информированности потребителей финансовых услуг будут способствовать вступившие в силу изменения в правила расчета полной стоимости потребительского кредита (займа), в которую теперь включаются все расходы заемщика, являющиеся фактическими условиями предоставления кредита или фактически влияющие на условия кредитного договора <11>. Растущая конкуренция между банками будет способствовать ускорению влияния решений по денежно-кредитной политике на ставки по банковским продуктам и, таким образом, повышению эффективности процентного канала трансмиссионного механизма.

--------------------------------

<10> Принят Федеральный закон от 04.08.2023 N 482-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

<11> Федеральный закон от 24.07.2023 N 359-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Для расширения возможностей по осуществлению международных расчетов ведется разработка альтернативных механизмов. Так, предусмотрена возможность использования цифровых прав в качестве встречного предоставления при осуществлении внешнеторговой деятельности <12>. Содействовать осуществлению международных расчетов будет расширение возможностей банков с базовой лицензией на постоянной основе открывать корреспондентские счета за границей. Эта мера также соответствует целям дальнейшего развития пропорционального регулирования банковской деятельности <13>. Кроме того, с 1 сентября 2024 года определен порядок открытия филиалов иностранных банков из дружественных стран <14>.

--------------------------------

<12> Принят Федеральный закон от 11.03.2024 N 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<13> Принят Федеральный закон от 12.12.2023 N 566-ФЗ "О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

<14> Принят Федеральный закон от 08.08.2024 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях обеспечения финансовой стабильности реализован ряд мер, способствующих ограничению долговой нагрузки граждан: введена обязанность для кредитных и микрофинансовых организаций по расчету показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика в указанных в законе <15> случаях, дополнительно повышены надбавки к коэффициентам риска по ипотечным кредитам с высоким ПДН <16>. Для заемщиков с повышенной долговой нагрузкой <17> введена категория потребительских кредитов (займов) <18>, чтобы они могли получать потребительские кредиты (займы) в банках и не обращаться к микрофинансовым организациям, где ставки выше. С 1 июля 2024 года повышены надбавки к коэффициентам риска по необеспеченным потребительским кредитам и установлены надбавки по автокредитам <19>.

--------------------------------

<15> В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2022 N 601-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)".

<16> Решение Совета директоров Банка России от 22.12.2023.

<17> ПДН более 60%, кредиты до 1 года с суммой выдачи до 30 тыс. рублей и кредиты от 1 года до 3 лет с суммой выдачи от 30 тыс. до 100 тыс. рублей.

<18> Указание Банка России от 08.12.2023 N 6621-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 10 апреля 2023 года N 6406-У".

<19> Решение Совета директоров Банка России от 26.04.2024.

Банк России совместно с Правительством Российской Федерации продолжит реализацию политики по развитию финансового рынка по следующим направлениям.