Сценарий "Рисковый (Глобальный кризис)"

В этом сценарии реализуется значительное ухудшение внешних условий. Произошедшее в 2022 - 2023 годах повышение ставок денежно-кредитной политики развитыми странами является одним из самых быстрых в истории, и оно произошло после почти 15-летнего периода околонулевых ставок центральных банков этих стран. В рамках сценария предполагается, что высокий уровень процентных ставок и накопившиеся дисбалансы на финансовых рынках развитых стран приведут к мировому финансовому кризису, сопоставимому по масштабам с кризисом 2007 - 2008 годов. В рамках сценария кризисные явления начинают проявляться в I квартале 2025 года, достигая своего пика в II - III кварталах 2025 года. Центральные банки реагируют на кризис понижением своих ставок.

В дополнение к финансовому кризису в данном сценарии также реализуется риск ухудшения отношений между Китаем и США, что ведет к активной фазе деглобализации мировой экономики (фрагментации и распаду на торговые блоки/зоны). Тенденция к деглобализации начала проявляться еще в 2018 - 2019 годах вместе с торговыми спорами и противоречиями. С 2022 года она кратно усилилась на фоне роста геополитического напряжения. Страны все в большей степени стремятся локализовать производства на своих территориях, заменить принцип партнерства на основе экономических соображений (таких, например, как оптимизация затрат) на критерии географической близости и дружественности в геополитической повестке (решоринг и френдшоринг). Фрагментация мировой торговли также приводит к снижению совокупной факторной производительности и большей инфляции, из-за чего проходящие процессы деглобализации мировой экономики лишь усилят негативные эффекты на финансовом рынке.

В результате этого мировой спрос резко упадет - на фоне рецессии в двух крупнейших экономиках (США и еврозоне), усугубленной усиленной фрагментацией. Цены на нефть будут существенно ниже в сравнении с базовым сценарием на всем горизонте. Для российской экономики, помимо ухудшения условий торговли, это также означает вероятное усиление санкционного давления, из-за чего дисконт на отечественные товары расширится. На фоне значительного падения сырьевых цен при действующих параметрах бюджетного правила это приведет к активному использованию ликвидной части ФНБ для нейтрализации шока, что создает риски исчерпания средств ФНБ в течение 2025 года. С учетом более низкого равновесия мировых цен на сырье, потребуется трансформация бюджетного правила с постепенным переходом к базовой цене нефти на уровне 40 долларов США за баррель к 2027 году. Сокращение базовых нефтегазовых доходов вследствие снижения цены отсечения в правиле будет способствовать бюджетной консолидации - снижению расходов бюджета в относительном выражении.

В 2025 году ВВП снизится на 3,0 - 4,0%, а в 2026 году - на 1,0 - 2,0%. Бюджетная поддержка экономики в кризисный период расширится относительно базового сценария, однако будет меньше, чем в 2020 и 2022 - 2023 годах (в условиях сократившихся возможностей из-за ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры). В 2027 году экономика будет расти восстановительными темпами 2,0 - 3,0%.

При этом из-за глобального финансового кризиса и усиления санкционных ограничений снижается как уровень потенциала российской экономики, так и темпы его роста. Существенное сокращение предложения приведет к повышенному инфляционному давлению. Инфляция в первый кризисный год вырастет до 13,0 - 15,0%. Это потребует от Банка России решительной реакции для предотвращения длительного отклонения инфляции от цели и устойчивого роста инфляционных ожиданий - в среднем за 2025 год ключевая ставка сложится в диапазоне 22,0 - 25,0% годовых. В 2026 году средний уровень ставки составит 16,0 - 17,0% годовых, однако к концу прогнозного горизонта он достигнет нейтрального диапазона. Такая денежно-кредитная политика позволит вернуть инфляцию к цели в 2027 году.

В условиях низких цен на нефть и газ, а также сокращения внешнего спроса уровень экспорта существенно снизится. Сокращение импорта будет обусловлено сжатием внутреннего спроса.

В результате сильного снижения экспорта и относительно умеренного сокращения импорта счет текущих операций сократится до 4 - 5 млрд долларов США в 2025 - 2026 годах и лишь к концу прогнозного периода вырастет по мере восстановления товарного экспорта.

Высокая неопределенность относительно будущих доходов и, соответственно, способности обслуживать обязательства по кредитам будет ограничивать как спрос компаний и населения на кредиты, так и готовность банков наращивать кредитование. В сочетании с более высоким уровнем ставок это приведет к существенному замедлению кредитования. Однако благодаря наращиванию бюджетной поддержки экономики в условиях кризиса не будет наблюдаться существенного сокращения темпов роста денежной массы. В 2026 - 2027 годах по мере адаптации экономики и смягчения денежно-кредитной политики будет наблюдаться восстановительный рост кредитной активности на фоне плавного сокращения масштабов государственной поддержки экономики. Темпы роста денежной массы, складывающиеся под влиянием этих двух факторов, к концу прогнозного периода будут близки к показателям базового сценария.

ПРОГНОЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ (ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС)"

(млрд долл. США)

Рис. 3.14

ПРОГНОЗ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ (ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС)"

(млрд долл. США)

Рис. 3.15

00000023.png

00000024.png

Источник: расчеты Банка России.

Источник: расчеты Банка России.

ТРАЕКТОРИЯ ТЕМПОВ ПРИРОСТА ВВП

В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ (ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС)"

(% г/г)

Рис. 3.16

ТРАЕКТОРИЯ ИНФЛЯЦИИ

В СЦЕНАРИИ "РИСКОВЫЙ (ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС)"

(%, декабрь к декабрю предыдущего года)

Рис. 3.17

00000025.png

00000026.png

Источник: расчеты Банка России.

Источник: расчеты Банка России.

ПРОГНОЗ БАНКА РОССИИ В РАМКАХ СЦЕНАРИЯ "РИСКОВЫЙ (ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС)"

Табл. 3.5

2022 (факт)

2023 (факт)

2024

2025

2026

2027

Основные макроэкономические показатели (прирост в % к предыдущему году, если не указано иное)

Инфляция, %, декабрь к декабрю предыдущего года

11,9

7,4

8,0 - 8,5

13,0 - 15,0

8,0 - 9,0

4,0 - 4,5

Инфляция, в среднем за год, % к предыдущему году

13,8

5,9

8,2 - 8,4

9,9 - 11,5

11,7 - 13,1

5,4 - 6,0

Ключевая ставка, в среднем за год, % годовых

10,6

9,9

17,5 <1>

22,0 - 25,0

16,0 - 17,0

7,5 - 8,5

Валовой внутренний продукт

-1,2

3,6

3,5 - 4,0

(-4,0) - (-3,0)

(-2,0) - (-1,0)

2,0 - 3,0

- в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года

-1,8

4,9

2,0 - 3,0

(-5,5) - (-4,5)

0,5 - 1,5

2,0 - 3,0

Расходы на конечное потребление

-01

6,6

3,5 - 4,5

(-2,0) - (-1,0)

(-3,0) - (-2,0)

2,0 - 3,0

- домашних хозяйств

-1,1

6,5

4,5 - 5,5

(-3,5) - (-2,5)

(-2,5) - (-1,5)

2,0 - 3,0

Валовое накопление

1,7

15,8

3,5 - 5,5

(-16,0) - (-14,0)

(-3,0) - (-1,0)

5,5 - 7,5

- основного капитала

6,7

8,8

6,0 - 8,0

(-4,0) - (-2,0)

(-2,0) - 0,0

3,0 - 5,0

Экспорт

- <2>

- <2>

(-2,0) - 0,0

(-10,0) - (-8,0)

(-5,0) - (-3,0)

1,5 - 3,5

Импорт

- <2>

- <2>

(-3,0) - (-1,0)

(-18,5) - (-16,5)

(-11,0) - (-9,0)

5,5 - 7,5

Денежная масса в национальном определении

24,4

19,4

17 - 20

6 - 11

6 - 11

7 - 12

Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте <3>

12,0

22,7

15 - 18

0 - 5

4 - 9

8 - 13

- к организациям

13,2

22,6

17 - 20

2 - 7

4 - 9

8 - 13

- к населению, в том числе

9,4

23,0

12 - 15

(-2) - 3

4 - 9

10 - 15

ипотечные жилищные кредиты

17,0

29,4

8 - 11

2 - 7

7 - 12

10 - 15

Показатели платежного баланса <4> (млрд долл. США, если не указано иное)

Счет текущих операций

238

50

61

4

5

19

Торговый баланс

316

122

133

38

29

45

Экспорт

592

424

422

278

240

279

Импорт

277

303

289

240

211

234

Баланс услуг

-22

-35

-38

-15

-5

-5

Экспорт

49

41

42

39

38

41

Импорт

71

76

80

53

43

46

Баланс первичных и вторичных доходов

-56

-36

-34

-20

-18

-21

Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом

233

49

61

4

5

19

Сальдо финансового счета, исключая резервные активы

234

52

78

50

17

16

Чистое принятие обязательств

-124

-8

-20

-5

0

2

Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы

110

44

58

45

17

18

Чистые ошибки и пропуски

-6

-7

4

0

0

0

Изменение резервных активов

-7

-10

-14

-46

-11

3

Цена на нефть марки Brent, в среднем за год, долл. США за барр.

99

82

80

55

45

50

--------------------------------

<1> С учетом того что с 1 января по 27 октября 2024 года средняя ключевая ставка равна 16,7%, с 28 октября до конца 2024 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 21,0 - 21,3%. Дополнительная информация о формате прогноза ключевой ставки представлена в методологическом комментарии.

<2> Данные по использованию ВВП за 2022 - 2023 годы в части экспорта и импорта пока не опубликованы Росстатом.

<3> Под требованиями банковской системы к экономике подразумеваются все требования банковской системы к нефинансовым и финансовым организациям и населению в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, включая предоставленные кредиты (в том числе просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, вложения кредитных организаций в долговые и долевые ценные бумаги и векселя, а также прочие формы участия в капитале нефинансовых и финансовых организаций и прочую дебиторскую задолженность по расчетным операциям с нефинансовыми и финансовыми организациями и населением.

Темпы прироста требований приведены с исключением эффекта валютной переоценки. Для исключения эффекта валютной переоценки прирост требований в иностранной валюте и драгоценных металлах пересчитывается в рубли по среднехронологическому курсу рубля к доллару США за соответствующий период.

<4> В знаках шестого издания "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6). В финансовом счете "+" - чистое кредитование, "-" - чистое заимствование. Из-за округления итоговые значения могут отличаться от суммы соответствующих величин.

Источник: Банк России.