Сценарий "Проинфляционный (Выше спрос)"

Сценарий включает несколько ключевых предпосылок. Во-первых, положительные факторы спроса, которые наблюдались со второй половины 2023 года, будут носить более устойчивый характер и сохранятся в 2025 году. Вследствие этого останется повышенным спрос на производственные факторы: компании продолжат увеличивать заработные платы для привлечения новых сотрудников и удержания имеющихся кадров. Инвестиционный спрос также будет повышенным, что объясняется необходимостью расширения производственных возможностей в условиях ограничений рынка труда. Высокий внутренний спрос и одновременно растущие издержки предприятий на оплату труда приведут к более высокому инфляционному давлению, чем в базовом сценарии.

Во-вторых, в сценарии предполагается устойчиво более высокая доля расходов бюджета, приходящаяся на льготные программы кредитования. Таким образом, при том же структурном первичном дефиците структура расходов предполагает более высокий вклад бюджетной политики в динамику совокупного спроса и инфляции (повышенный мультипликатор расходов). Это будет транслироваться в еще более активное расширение внутреннего спроса и, как следствие, в повышенное инфляционное давление. В условиях устойчиво более высокой доли расходов бюджета на льготные программы уровень долгосрочной нейтральной ставки в экономике будет выше за счет более высокой динамики автономного кредита.

В-третьих, сценарий предполагает расширение мер протекционистского характера, ввод и повышение тарифов на импорт в целях стимулирования импортозамещения на фоне сохраняющихся санкционных ограничений. Любые вводимые тарифы имеют проинфляционный характер, в этом случае они приведут к удорожанию импортных товаров и повышению спроса на отечественные товары, что переложится в рост цен на них. В условиях сохраняющегося перегрева экономики и незаякоренных инфляционных ожиданий вторичные эффекты таких мер на динамику цен могут быть более выраженными и продолжительными.

В результате в этом сценарии будет наблюдаться более высокое инфляционное давление на всем прогнозном горизонте по сравнению с базовым сценарием. Инфляция в 2025 году возрастет до 5,5 - 6,0%, из-за чего Банку России придется действовать еще более решительно, чтобы вернуть инфляцию к цели: средняя ключевая ставка в 2025 году составит 20,0 - 23,0% годовых, в 2026 году она снизится до 15,0 - 16,0% в среднем за год. При этом нейтральный уровень ставки в этом сценарии выше из-за устойчиво более высокой доли расходов на льготные программы: средняя ставка в 2027 году составит 8,5 - 9,5%. Из-за жестких денежно-кредитных условий рост ВВП в 2026 году замедлится до 0,0 - 1,0% и вернется к траектории сбалансированного роста в 1,5 - 2,5% в 2027 году. При этом, уровень ВВП на конце прогнозного периода будет совпадать с уровнем ВВП в базовом сценарии. Это означает, что более высокая доля расходов на льготные программы приведет лишь к росту инфляции, но не выпуска в экономике. А в случае, если нормализация бюджетной политики будет нарушена - это приведет к гораздо более высоким темпам роста цен.

Профицит счета текущих операций платежного баланса сложится ниже уровней базового сценария из-за больших стоимостных объемов импорта в условиях более высокого внутреннего спроса и более высоких импортных цен, вызванных мерами протекционистского характера.

При этом объемы экспорта будут сопоставимы с базовым сценарием. Сальдо финансового счета в сценарии "Проинфляционный" также окажется ниже базового сценария из-за меньших вложений в иностранные активы.

Темпы роста кредитования в 2025 году выше по сравнению с базовым сценарием. Поступление денег в экономику по бюджетному каналу происходит с более высоким мультипликатором государственных расходов за счет направления средств непосредственно через программы господдержки. В результате растет спрос организаций и населения на кредит для расширения производства и потребления, в том числе покупок недвижимости. Более жесткая денежно-кредитная политика способствует ограничению кредитной активности, однако в 2025 году ужесточение денежно-кредитных условий не в полной мере компенсирует влияние льготных программ. В результате денежная масса растет быстрее, чем в базовом сценарии. К 2026 - 2027 годам денежная масса возвращается к темпам роста базового сценария.

ПРОГНОЗ БАНКА РОССИИ В РАМКАХ СЦЕНАРИЯ "ПРОИНФЛЯЦИОННЫЙ (ВЫШЕ СПРОС)"

Табл. 3.4

2022 (факт)

2023 (факт)

2024

2025

2026

2027

Основные макроэкономические показатели (прирост в % к предыдущему году, если не указано иное)

Инфляция, %, декабрь к декабрю предыдущего года

11,9

7,4

8,0 - 8,5

5,5 - 6,0

4,0 - 4,5

4,0

Инфляция, в среднем за год, % к предыдущему году

13,8

5,9

8,2 - 8,4

6,8 - 7,4

4,2 - 4,7

4,0

Ключевая ставка, в среднем за год, % годовых

10,6

9,9

17,5 <1>

20,0 - 23,0

15,0 - 16,0

8,5 - 9,5

Валовой внутренний продукт

-1,2

3,6

3,5 - 4,0

1,5 - 2,5

0,0 - 1,0

1,5 - 2,5

- в %, IV квартал к IV кварталу предыдущего года

-1,8

4,9

2,0 - 3,0

1,5 - 2,5

0,0 - 1,0

1,5 - 2,5

Расходы на конечное потребление

-01

6,6

3,5 - 4,5

2,0 - 3,0

0,0 - 1,0

1,5 - 2,5

- домашних хозяйств

-1,1

6,5

4,5 - 5,5

2,0 - 3,0

0,0 - 1,0

1,5 - 2,5

Валовое накопление

1,7

15,8

3,5 - 5,5

0,5 - 2,5

0,0 - 2,0

1,0 - 3,0

- основного капитала

6,7

8,8

6,0 - 8,0

1,5 - 3,5

0,0 - 2,0

1,0 - 3,0

Экспорт

- <2>

- <2>

(-2,0) - 0,0

0,5 - 2,5

1,0 - 3,0

1,0 - 3,0

Импорт

- <2>

- <2>

(-3,0) - (-1,0)

1,0 - 3,0

1,0 - 3,0

1,0 - 3,0

Денежная масса в национальном определении

24,4

19,4

17 - 20

9 - 14

6 - 11

6 - 11

Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте <3>

12,0

22,7

15 - 18

11 - 16

7 - 12

8 - 13

- к организациям

13,2

22,6

17 - 20

11 - 16

7 - 12

8 - 13

- к населению, в том числе

9,4

23,0

12 - 15

9 - 14

7 - 12

8 - 13

ипотечные жилищные кредиты

17,0

29,4

8 - 11

11 - 16

10 - 15

10 - 15

Показатели платежного баланса <4> (млрд долл. США, если не указано иное)

Счет текущих операций

238

50

61

45

35

25

Торговый баланс

316

122

133

118

110

102

Экспорт

592

424

422

423

427

431

Импорт

277

303

289

305

316

328

Баланс услуг

-22

-35

-38

-41

-43

-44

Экспорт

49

41

42

44

45

46

Импорт

71

76

80

85

87

90

Баланс первичных и вторичных доходов

-56

-36

-34

-32

-33

-33

Сальдо счета текущих операций и счета операций с капиталом

233

49

61

45

35

25

Сальдо финансового счета, исключая резервные активы

234

52

78

46

21

22

Чистое принятие обязательств

-124

-8

-20

0

5

7

Чистое приобретение финансовых активов, исключая резервные активы

110

44

58

46

26

29

Чистые ошибки и пропуски

-6

-7

4

0

0

0

Изменение резервных активов

-7

-10

-14

-1

15

3

Цена на нефть марки Brent, в среднем за год, долл. США за барр.

99

82

80

80

75

70

--------------------------------

<1> С учетом того что с 1 января по 27 октября 2024 года средняя ключевая ставка равна 16,7%, с 28 октября до конца 2024 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 21,0 - 21,3%. Дополнительная информация о формате прогноза ключевой ставки представлена в методологическом комментарии.

<2> Данные по использованию ВВП за 2022 - 2023 годы в части экспорта и импорта пока не опубликованы Росстатом.

<3> Под требованиями банковской системы к экономике подразумеваются все требования банковской системы к нефинансовым и финансовым организациям и населению в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, включая предоставленные кредиты (в том числе просроченную задолженность), просроченные проценты по кредитам, вложения кредитных организаций в долговые и долевые ценные бумаги и векселя, а также прочие формы участия в капитале нефинансовых и финансовых организаций и прочую дебиторскую задолженность по расчетным операциям с нефинансовыми и финансовыми организациями и населением.

Темпы прироста требований приведены с исключением эффекта валютной переоценки. Для исключения эффекта валютной переоценки прирост требований в иностранной валюте и драгоценных металлах пересчитывается в рубли по среднехронологическому курсу рубля к доллару США за соответствующий период.

<4> В знаках шестого издания "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" (РПБ6). В финансовом счете "+" - чистое кредитование, "-" - чистое заимствование. Из-за округления итоговые значения могут отличаться от суммы соответствующих величин.

Источник: Банк России.

ПРОГНОЗ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА

В СЦЕНАРИИ "ПРОИНФЛЯЦИОННЫЙ (ВЫШЕ СПРОС)"

(млрд долл. США)

Рис. 3.10

ПРОГНОЗ СЧЕТА ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ

В СЦЕНАРИИ "ПРОИНФЛЯЦИОННЫЙ (ВЫШЕ СПРОС)"

(млрд долл. США)

Рис. 3.11

00000019.png

00000020.png

Источник: расчеты Банка России.

Источник: расчеты Банка России.

ТРАЕКТОРИЯ ТЕМПОВ ПРИРОСТА ВВП

В СЦЕНАРИИ "ПРОИНФЛЯЦИОННЫЙ (ВЫШЕ СПРОС)"

(% г/г)

Рис. 3.12

ТРАЕКТОРИЯ ИНФЛЯЦИИ

В СЦЕНАРИИ "ДЕЗИНФЛЯЦИОННЫЙ (ВЫШЕ ПОТЕНЦИАЛ)"

(%, декабрь к декабрю предыдущего года)

Рис. 3.13

00000021.png

00000022.png

Источник: расчеты Банка России.

Источник: расчеты Банка России.