В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики Банк России ежегодно раскрывает цели и подходы к проведению денежно-кредитной политики, свой взгляд на текущее состояние экономики и прогнозы ее развития в среднесрочной перспективе.
Реализуя денежно-кредитную политику, Банк России исходит из своей основной функции, закрепленной в Конституции Российской Федерации: защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" эта функция выполняется посредством поддержания ценовой стабильности, то есть устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая ценовую стабильность, Банк России создает одно из необходимых условий для устойчивого экономического развития страны.
В конце 2023 - первой половине 2024 года российская экономика продолжала расти высокими темпами. Они были значительно выше тех, которые Банк России ожидал в базовом сценарии ОНЕГДКП 2024 - 2026. Основным драйвером роста оставался внутренний спрос. Продолжающийся рост доходов населения и прибыли компаний, наряду с увеличением бюджетных расходов, поддерживали потребительскую и инвестиционную активность. Потребительский оптимизм оставался высоким, а компании стремились занять ниши на рынке, освободившиеся в условиях санкций и ухода ряда зарубежных компаний с российского рынка. После повышения ключевой ставки во второй половине 2023 года до 16,0% годовых денежно-кредитные условия существенно ужесточились. В то же время растущие доходы и прибыль позволяли компаниям и населению продолжать наращивать привлечение кредитов, несмотря на высокие процентные ставки. Кроме того, многие компании привлекали кредиты по плавающим ставкам в ожидании снижения ключевой ставки. Расширение кредитования также поддерживало внутренний спрос.
При этом возможности для увеличения предложения в ответ на рост спроса были ограничены. Загрузка производственных мощностей оставалась высокой. Компании в ходе опросов сообщали о росте дефицита кадров. Они оптимизировали производственные процессы, закупали новое оборудование, чтобы восполнить нехватку рабочей силы технологическими решениями. Однако напряженность на рынке труда не спадала. Чтобы удержать персонал, компании повышали заработную плату, что увеличивало их издержки. Усиление санкций также ограничивало возможности расширения предложения. Компаниям стало сложнее приобретать оборудование и комплектующие для расширения производственных мощностей и поддержания работоспособности имеющихся. Увеличивались их затраты на логистику и проведение трансграничных платежей.
В условиях высоких темпов роста внутреннего спроса, опережавшего расширение предложения, компаниям было проще переносить возросшие издержки в цены. В результате инфляционное давление оставалось повышенным. После снижения в I квартале 2024 года оно вновь усилилось в апреле - сентябре. Отчасти это было связано с временными факторами. Однако большинство показателей устойчивой инфляции (исключающих влияние временных факторов) оставались повышенными. Ускорение инфляции сопровождалось ростом большинства индикаторов инфляционных ожиданий, что усиливало инерцию устойчивой инфляции. Увеличение инфляционного давления указывало на сохранение значительного перегрева экономики и ее отклонение вверх от траектории сбалансированного роста. В этих условиях Банк России в июле - октябре 2024 года последовательно повышал ключевую ставку. В совокупности ключевая ставка была увеличена на 5 п.п., с 16,0 до 21,0% годовых. Банк России также дважды значительно поднимал прогнозную траекторию ключевой ставки в базовом сценарии (в июле и в октябре) и давал жесткий сигнал о возможности повышения ключевой ставки на ближайшем заседании (в сентябре и октябре).
В базовом прогнозном сценарии Банк России предполагает, что мировая экономика продолжит развиваться в рамках текущих трендов. Центральные банки стран с развитой экономикой, стремясь снизить инфляцию, будут поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время. Вместе с тем, учитывая сохраняющуюся устойчивость мировой экономики к высоким процентным ставкам, значимого замедления ее роста не ожидается. Это будет поддерживать спрос на товары российского экспорта. В то же время сохранение санкционных ограничений на прогнозном горизонте будет сдерживать рост экспорта и импорта. По прогнозу Банка России, цены на нефть будут плавно снижаться до 70 долларов США за баррель в 2027 году в условиях ожидаемого увеличения добычи нефти в мире.
Трансформация российской экономики в ближайшие годы продолжится. В ее структуре будет преобладать внутренний спрос. Доля экспорта и импорта будет меньше той, которая наблюдалась в досанкционный период. По прогнозу Банка России, в 2024 году российская экономика вырастет на 3,5 - 4,0%. В конце 2024 года перегрев в экономике начнет постепенно уменьшаться. Этому будет способствовать проводимая денежно-кредитная политика. В 2027 году российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5 - 2,5%. Темпы увеличения потребительского и инвестиционного спроса в ближайшие годы станут более умеренными. По мере адаптации к усилению санкционных барьеров рост экспорта и импорта возобновится после снижения в 2024 году. Инфляция снизится до 4,5 - 5,0% в 2025 году, до 4% в первой половине 2026 года и будет находиться на цели в дальнейшем. Для этого потребуется поддерживать жесткие денежно-кредитные условия продолжительное время. Высокая ключевая ставка обеспечит необходимую реальную жесткость денежно-кредитных условий для снижения кредитной и увеличения сберегательной активности экономических агентов в условиях их повышенных и незаякоренных инфляционных ожиданий. По оценкам Банка России, в 2024 году ключевая ставка в среднем составит 17,5% годовых, в 2025 году - 17,0 - 20,0% годовых, в 2026 году - 12,0 - 13,0% годовых. В 2027 году ключевая ставка в среднем составит 7,5 - 8,5% годовых, что соответствует диапазонной оценке долгосрочной нейтральной ставки в российской экономике. Эта оценка повышена Банком России на 1,5 п.п. по сравнению с предыдущей с учетом комплексного пересмотра произошедших за последние 5 лет изменений в экономике, связанных со структурным ростом спроса на инвестиции и увеличением риск-премии, смягчением параметров бюджетного правила и повышением уровня нейтральных процентных ставок в мире.
Основные риски для развития российской экономики связаны как с внутренними, так и с внешними условиями. С учетом этого Банк России рассматривает два альтернативных неблагоприятных сценария. Сценарий "Проинфляционный (Выше спрос)" предполагает более высокую долю расходов бюджета, приходящихся на льготные программы кредитования, а также расширение мер протекционистского характера, направленных на стимулирование импортозамещения. Сценарий "Рисковый (Глобальный кризис)" предполагает возможное ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках, что может привести к глобальному финансовому кризису. Реализация рисков в обоих сценариях, по оценкам Банка России, приведет к более высокой инфляции в 2025 - 2026 годах и потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики по сравнению с базовым сценарием. Инфляция вернется к цели позже, чем в базовом сценарии.
Ситуация в российской экономике может развиваться и более благоприятно, чем в базовом сценарии, в случае реализации ряда условий. В сценарии "Дезинфляционный (Выше потенциал)" предполагается, что за счет увеличения инвестиций в основной капитал и более высоких темпов роста производительности труда предложение в экономике существенно расширяется. В результате рост предложения будет соответствовать расширению внутреннего спроса. Как и в базовом сценарии, инфляция вернется к цели уже в 2025 году, при этом возможно более быстрое смягчение денежно-кредитной политики.
Важным фактором, который будет влиять на экономику в любом из сценариев в предстоящие годы, является бюджетная политика. При подготовке макроэкономического прогноза и принятии решений по ключевой ставке Банк России учитывает параметры бюджетной политики и планируемые меры. Изменение этих параметров может потребовать корректировки проводимой денежно-кредитной политики. Ответственная и сбалансированная бюджетная политика с опорой на бюджетное правило является необходимым условием для сохранения макроэкономической стабильности.
При любых сценариях развития событий как в российской, так и в мировой экономике денежно-кредитная политика будет направлена на достижение ее основной цели - обеспечение ценовой стабильности. Обеспечивая устойчиво низкую инфляцию, Банк России создает необходимые условия для развития экономики, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Ценовая стабильность при прочих равных условиях:
- дает возможность компаниям и населению лучше планировать свою деятельность;
- способствует повышению доступности заемного финансирования внутри страны;
- обеспечивает защиту доходов и сбережений граждан от значимого непредсказуемого обесценения;
- укрепляет доверие к национальной валюте и повышает ее привлекательность в качестве средства сбережения;
- увеличивает привлекательность рубля как валюты для расчетов и контрактов, в том числе на международном уровне.
С 2015 года Банк России при реализации денежно-кредитной политики следует режиму таргетирования инфляции, руководствуясь лучшими мировыми практиками.
Банк России устанавливает количественную цель по инфляции. Это годовая инфляция вблизи 4%. Цель действует на постоянной основе. При этом с учетом результатов Обзора денежно-кредитной политики, проведенного Банком России в 2021 - 2023 годах, в российской экономике есть предпосылки для снижения цели по инфляции в будущем. Банк России оценит целесообразность такого снижения после замедления инфляции и ее стабилизации вблизи 4%. При этом снижение цели по инфляции возможно не ранее 2028 года. Если Банк России примет такое решение, оно будет объявлено заблаговременно.
Реализуя денежно-кредитную политику, Банк России воздействует на динамику цен с помощью ключевой ставки и коммуникации о ее возможном изменении в будущем. Это воздействие происходит через длинную цепочку взаимосвязей - трансмиссионный механизм. Изменение ключевой ставки и коммуникация о ее возможном изменении в будущем влияют на процентные ставки в различных сегментах финансового рынка, котировки ценных бумаг и курс рубля. Изменение этих показателей в свою очередь определяет решения экономических агентов о сбережении, потреблении, инвестировании. В результате формируется внутренний спрос в экономике, который влияет на динамику цен. Для того чтобы решения по денежно-кредитной политике через обозначенную цепочку взаимосвязей в полной мере отразились на динамике цен, нужно время. По оценкам Банка России, для этого требуется 3 - 6 кварталов. Поэтому, принимая решения по денежно-кредитной политике, Банк России опирается не только на оценку текущей ситуации, но и на макроэкономический прогноз. Он позволяет оценить, какие денежно-кредитные условия должны сложиться в экономике, чтобы обеспечить инфляцию вблизи 4% на горизонте влияния денежно-кредитной политики. Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели.
При таргетировании инфляции Банк России придерживается режима плавающего валютного курса. Он позволяет Банку России проводить независимую от других стран денежно-кредитную политику. Плавающий курс сглаживает воздействие внешних факторов на экономику, обеспечивает ее подстройку под меняющуюся внешнюю среду. В настоящее время в условиях ограничений на движение капитала динамика курса рубля определяется в большей степени балансом спроса импортеров на иностранную валюту и ее предложения со стороны экспортеров. Влияние потоков капитала на динамику курса остается менее значительным, чем раньше. Меры по контролю за движением капитала направлены на поддержание стабильности финансового сектора и имеют преимущественно ответный характер.
Банк России стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о проводимой денежно-кредитной политике. Ведется постоянная работа над расширением охвата коммуникации и повышением ее адресности. Информационная открытость Банка России в области денежно-кредитной политики помогает формировать более предсказуемую среду для принятия решений, усиливает влияние денежно-кредитной политики на экономику и инфляцию.
Публикуемый документ имеет следующую структуру.
В разделе 1 раскрываются цель и принципы денежно-кредитной политики Банка России, а также ее взаимодействие с другими видами государственной политики. В раздел включены три врезки: об уровне цели по инфляции в России, о преимуществах плавающего валютного курса и о совершенствовании модельного аппарата.
Раздел 2 содержит ретроспективный взгляд на денежно-кредитную политику Банка России с конца 2023 года по настоящее время. В раздел включены три врезки: о динамике инфляции в регионах, об использовании результатов мониторинга предприятий для целей денежно-кредитной политики и об операциях Банка России на внутреннем валютном рынке.
В разделе 3 рассматриваются базовый и альтернативные прогнозные сценарии Банка России. Раздел дополнен врезками о влиянии бюджетной политики на экономику и о равновесном состоянии экономики.
Раздел 4 традиционно содержит описание операционной процедуры денежно-кредитной политики Банка России: операционной цели и системы инструментов, факторов формирования и прогноза ликвидности банковского сектора. В раздел включена врезка о влиянии НКЛ на операции банков и ситуацию на денежном рынке.
В документ также включены приложения и врезки, посвященные как теоретическим аспектам денежно-кредитной политики с учетом российской специфики, так и наиболее актуальным экономическим вопросам.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей