Отмена регуляторных послаблений и прогрессивное ужесточение требований по НКЛ призваны стимулировать банки улучшать структуру своих балансов и действует как дополнительный автономный фактор ужесточения денежно-кредитных условий
Норматив краткосрочной ликвидности (норматив Н26 (Н27), или НКЛ) - обязательный для системно значимых кредитных организаций (СЗКО) норматив Банка России, который характеризует способность банков выдерживать стрессовые оттоки денежных средств в ближайшие 30 дней <1>. НКЛ без учета дополнительных опций соблюдения норматива <2> рассчитывается как отношение высоколиквидных активов (ВЛА) к чистым ожидаемым оттокам денежных средств (ЧООДС) в течение 30 календарных дней.
--------------------------------
<1> Подробнее о методологии расчета норматива см. положения Банка России N 421-П, N 510-П.
<2> Безотзывная кредитная линия Банка России и активы СЗКО и участников группы, номинированные в отдельных иностранных валютах в части, превышающей отток в этих валютах.
ОПДС - ожидаемые притоки денежных средств;
ООДС - ожидаемые оттоки денежных средств.
К ВЛА относятся средства банков в Банке России до востребования и на 1 день, средства в кассах и необремененные высококачественные и ликвидные ценные бумаги. Эти активы банки довольно быстро могут использовать для привлечения необходимой ликвидности, проведения платежей и расчетов. К ЧООДС в основном относятся средства клиентов и обязательства условного характера.
В результате НКЛ на уровне от 100% и выше показывает, что у банков достаточно высоколиквидных активов, чтобы максимально оперативно покрыть возможные оттоки клиентских средств.
Банки могут улучшить значение НКЛ путем изменения структуры своих балансов. Для этого они могут увеличить объем ВЛА или сократить ЧООДС за счет привлечения более стабильного и долгосрочного фондирования. Отдельные операции, регулярно используемые банками для привлечения ликвидности, нейтральны для НКЛ (табл. 9.1). Например, привлечение средств в сегменте необеспеченного межбанковского кредитования (МБК) улучшает НКЛ, только если до погашения сделки остается более 30 дней, а операции репо под обеспечение ОФЗ практически нейтральны для норматива вне зависимости от срочности сделки. Кроме того, для выполнения норматива банк может ограничить темпы роста баланса, увеличивая долю ВЛА в структуре активов за счет сокращения кредитного портфеля, или принять меры по привлечению средств физических и юридических лиц.
Оценка влияния на ВЛА (скорректированная на изменение ЧООДС) |
|||
Привлечение средств (в объеме X) и размещение в ВЛА-1 (корсчет в Банке России) |
|||
- <*> |
|||
Операции без обеспечения (депозиты субъектов, ФК) до 30 дней / более 30 дней |
|||
--------------------------------
<*> Влияние на ВЛА небольшое, поскольку основная часть операций репо с ФК осуществляется под обеспечение ОФЗ. Операции под обеспечение прочими ценными бумагами проводятся в небольшом объеме.
Начиная с 1 марта 2024 года Банк России завершил действовавшие с 2022 года послабления по соблюдению НКЛ. В связи с ростом волатильности на финансовых рынках, резким оттоком средств клиентов и сокращением срочности их депозитов весной 2022 года значения НКЛ ряда банков ухудшились, и Банк России временно ввел послабление в отношении этого норматива. Однако к 2024 году банки существенно повысили свою финансовую устойчивость и прибыльность. Послабления по НКЛ выполнили свою поддерживающую функцию, поэтому Банк России отказался от их продления в начале 2024 года. Возврат к соблюдению НКЛ стимулирует СЗКО к формированию буфера ВЛА и улучшению структуры своих обязательств.
Изменение структуры клиентской части баланса банка может занять достаточно продолжительное время. Чтобы дать СЗКО возможность бесшовно отказаться от послаблений, Банк России заблаговременно, в декабре 2023 года, уточнил существовавший ранее механизм БКЛ так, чтобы стимулировать банки самостоятельно поддерживать НКЛ на уровне 80% <3>. С этой целью Банк России установил дифференцированную плату за право пользования БКЛ. Часть лимита БКЛ, позволяющая кредитной организации увеличить НКЛ с 80 до 100% оплачивается по ставке 0,1% годовых. Оставшаяся часть лимита - по ставке 1,5% годовых. В итоге в 2024 году большинство СЗКО использовали БКЛ в основном для повышения НКЛ свыше 80%. Величина доступной БКЛ для повышения НКЛ до уровня 100% планомерно сокращается раз в полугодие <4>.
--------------------------------
<3> Банк России допускает включение в расчет НКЛ дополнительных активов (требований). В частности, СЗКО могут включать в числитель НКЛ безотзывную кредитную линию, открытую Банком России в соответствии с заключенным договором. БКЛ дает банкам право привлечь ликвидность у Банка России в соответствии с условиями ОМ и ДМ, при этом в момент открытия БКЛ не требует предварительного внесения обеспечения. Плата за лимит БКЛ должна стимулировать СЗКО улучшать структуру своих балансов.
<4> СЗКО самостоятельно (без БКЛ) должны обеспечивать соблюдение НКЛ на следующем уровне: не менее 40% с 01.03.2024; не менее 50% с 01.07.2024; не менее 60% с 01.01.2025; не менее 70% с 01.07.2025; не менее 80% с 01.01.2026.
С начала 2024 года СЗКО стремились улучшить НКЛ в первую очередь за счет мер, которые требуют меньше времени на их реализацию и затрагивают небольшую часть баланса банка. Во-первых, СЗКО значительно увеличили объем привлечений на денежном рынке на сроки свыше 30 дней. Сделки совершались как в сегменте МБК, так и при помощи операций репо под обеспечение активами, не входящими в состав ВЛА. Во-вторых, отмена послаблений по НКЛ повлияла на спрос кредитных организаций на депозиты и репо с Федеральным казначейством (ФК). Банки существенно сократили свой спрос на операции репо под залог ОФЗ. В результате основной объем средств ФК размещало через депозитные аукционы. Наиболее востребованы у СЗКО были депозиты на сроки свыше 30 дней. Спрос на таких отборах заявок в 1,5 - 2 раза превышал предложение, что способствовало повышению ставок по их итогам. В-третьих, аналогично депозитам ФК системно значимые кредитные организации увеличили спрос на средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, ставки размещения средств на депозитных аукционах Департамента финансов г. Москвы существенно выросли в первом полугодии 2024 года.
СЗКО используют кредиты Банка России под залог нерыночных активов в качестве балансирующей статьи для компенсации недостатка ВЛА, который был не полностью покрыт за счет других источников. С марта 2024 года спрос на кредиты вырос, и в среднем в день в период с марта по середину октября задолженность банков по этим операциям составила 2,8 трлн рублей. Преобладающая ее часть пришлась на ОМ. При наличии достаточного объема обеспечения кредиты Банка России доступны банкам на постоянной основе, но из-за высокой стоимости СЗКО стараются их привлекать в последнюю очередь.
Банк России с помощью своих аукционов регулирует общий объем ликвидности в банковском секторе. При этом перетоки средств между банками (например, в результате клиентских операций) могут повлиять на НКЛ отдельных СЗКО и, следовательно, на их спрос на кредиты Банка России постоянного действия. Объем этих операций может меняться непредсказуемо для Банка России, влияя на предложение ликвидности. Это может снизить эффективность управления ликвидностью Банком России. Однако механизм усреднения обязательных резервов в значительной степени компенсирует такие временные дисбалансы ликвидности в банковском секторе и минимизирует их влияние на ставки денежного рынка.
--------------------------------
<*> Действующий до 16.10.2023 стандартный механизм предоставления ликвидности учтен в операциях ОМ.
В случае если потребность СЗКО в нормативной (для соблюдения НКЛ) и физической (для выполнения обязательных резервных требований) ликвидности совпадает, они могут быть менее заинтересованы привлекать средства в сегменте МБК на сроки до 30 дней, поскольку такие операции не позволяют улучшить НКЛ. Это может приводить к снижению ставок денежного рынка внутри процентного коридора. Подобная ситуация наблюдалась в отдельные периоды в марте и в июне текущего года, когда ставка RUONIA отклонялась вниз от ключевой ставки (рис. 9.1). Однако это не говорит о снижении стоимости привлечения краткосрочной ликвидности для банков: эффективная стоимость коротких денег (то есть с учетом стоимости привлечения средств за счет стандартных операций Банка России) даже при сохранении отрицательного спреда к RUONIA остается высокой. С марта этот показатель формировался в основном с премией 20 - 40 б.п. к ключевой ставке.
Необходимость для СЗКО соблюдать НКЛ оказывает влияние на ценообразование активов, включаемых в состав ВЛА, поскольку они становятся для банков более привлекательными по сравнению с прочими активами. Так, в конце 2023 года и начале 2024 года банки предъявляли повышенный спрос на ОФЗ. При этом предложение гособлигаций со стороны банков и со стороны Минфина России было ограничено. Поскольку банки являются одними из крупнейших участников рынка гособлигаций, это послужило фактором отставания роста доходности ОФЗ от повышения ключевой ставки и роста ставок по активам, не входящим в состав ВЛА.
Таким образом, прекращение действия послаблений по НКЛ влияет не только на ценообразование на денежном рынке, но и на денежно-кредитные условия в целом. С одной стороны, потребность СЗКО привлекать более стабильное и долгосрочное фондирование приводит к удорожанию их пассивов. С другой стороны, стремление увеличить долю ВЛА в структуре активов может ограничить темпы прироста кредитования. Наблюдаемый рост стоимости коротких денег и потенциальное влияние на балансы банков говорят о том, что прекращение действия послаблений по НКЛ явилось разовым фактором ужесточения денежно-кредитных условий. Но этот эффект ограничен благодаря БКЛ и возможности СЗКО привлекать кредиты постоянного действия Банка России.
На горизонте 2024 - 2025 годов требования к соблюдению банками минимального уровня НКЛ без использования БКЛ продолжат постепенно повышаться. Это потребует от банков дополнительных усилий по перестройке срочной структуры их балансов. По мере адаптации банков к изменившимся регуляторным условиям влияние НКЛ на стоимость привлечения краткосрочной ликвидности будет ослабевать. Для совершенствования регулирования риска краткосрочной ликвидности Банк России разработал порядок расчета нового (национального) норматива краткосрочной ликвидности, который вступит в действие с начала 2026 года взамен НКЛ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей