Другие операции Банка России

Помимо операций по предоставлению и абсорбированию ликвидности для управления ставками денежного рынка, Банк России предоставляет кредиты для оказания помощи приоритетным секторам экономики. Речь идет о предоставлении кредитов по ставкам ниже ключевой ставки для поддержки инвестиционных проектов, малого и среднего бизнеса, а также предприятий, экспортирующих несырьевые товары. Однако объем предоставления средств по льготным ставкам ограничен, и зачастую такие механизмы носят временный характер. Это позволяет сохранить действенность процентной политики Банка России.

Банк России в 2024 году продолжил проводить сделки "валютный своп" по продаже юаней за рубли. Цель этих операций - ограничить волатильность процентных ставок в рыночном сегменте валютных свопов при формировании временного дисбаланса в спросе и предложении ликвидности в юанях. В этой связи с 25 марта Банк России временно увеличил максимальный дневной объем операций "валютный своп" до 20 млрд юаней только в два первых и два последних рабочих дня каждого месяца. С 14 июня, после введения санкций в отношении Группы "Московская Биржа", Банк России ежедневно был готов предоставлять банкам до 20 млрд юаней, а в августе до 30 млрд юаней, что превышало спрос банков.

Согласно прогнозу, в 2024 году банковский сектор останется в профиците ликвидности. На трехлетнем горизонте произойдет переход к дефициту, который будет постепенно увеличиваться

Профицит ликвидности в среднем за декабрьский ПУ <6> в 2023 году составил 0,7 трлн рублей.

--------------------------------

<6> Декабрьский ПУ 2023 года - с 13.12.2023 по 16.01.2024.

Это немного выше прогноза Банка России, который был опубликован в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов и представлял собой диапазон от профицита 0,4 трлн рублей до дефицита 0,5 трлн рублей.

Основным фактором отклонения был меньший, чем ожидалось, рост спроса на наличные деньги. В ноябре - декабре 2023 года на фоне притока средств граждан во вклады продолжился возврат наличных в банки. Величина этого возврата превысила прогнозные значения. Такая динамика частично компенсирует повышенные оттоки наличных денег из банков в предыдущие годы.

Приток ликвидности за счет бюджетных операций в целом соответствовал прогнозу. Влияние операций бюджета и источников финансирования бюджетного дефицита Банк России учитывает в прогнозе инфляции и решениях по денежно-кредитной политике. Поэтому дополнительных рисков для роста инфляции этот фактор не несет. При этом часть средств, которые были зачислены на бюджетные счета в Банке России в декабре, поступила в кредитные организации через бюджетные расходы, депозиты и репо ФК в начале января 2024 года. Этот календарный эффект повлиял на значение профицита на конец года, но не отразился на среднедневном значении баланса ликвидности за ПУ. Данный показатель является более информативным для отражения долгосрочной ситуации с ликвидностью банковского сектора и меньше зависит от влияния краткосрочных и календарных факторов.

Прогноз структурного профицита ликвидности в среднем за декабрьский ПУ 2024 года оценивается в диапазоне от 0,2 до 1,0 трлн рублей. В зависимости от проводимой бюджетной политики и решений Банка России о зеркалировании операций со средствами ФНБ эта величина может существенно меняться. Банк России в своих оценках исходит из актуальных бюджетных проектировок Минфина России и собственных макроэкономических предпосылок (см. врезку 7 "Бюджетная политика в 2024 - 2027 годах в базовом сценарии и ее влияние на экономику"). Предполагается, что бюджетные операции в 2024 году приведут к притоку ликвидности в банки. Это произойдет в том числе за счет использования средств ФНБ сверх бюджетного правила для финансирования части бюджетных расходов текущего года, а также за счет поступления в январе 2024 года средств, которые не успели прийти в банки в декабре прошлого года. При этом проведение в 2024 году Банком России операций на внутреннем валютном рынке, связанных с пополнением и использованием средств ФНБ, в том числе с учетом всех операций, осуществленных со средствами ФНБ в 2023 году, будет компенсировать этот бюджетный приток.

Изменение объема наличных денег в обращении по итогам 2024 года прогнозируется в диапазоне от -0,2 до 0,2 трлн рублей. Ожидается, что во втором полугодии повышенный по сравнению с сезонной динамикой возврат наличных денег в банки снизится, но продолжит влиять на динамику показателя в 2024 году.

На трехлетнем горизонте произойдет переход от профицита к дефициту ликвидности и его постепенный рост. В 2025 - 2027 годах продолжится постепенная нормализация бюджетной политики с возвратом с 2025 года к формированию расходов в соответствии с долгосрочными параметрами бюджетного правила <7>. Проведение в 2025 - 2027 годах на внутреннем валютном рынке регулярных операций по покупке и продаже иностранной валюты в рамках бюджетного правила, зеркалирование операций в связи с использованием средств ФНБ для их размещения в разрешенные финансовые активы внутри экономики России и зеркалирование операций сверх бюджетного правила, осуществленных в 2024 году, снизят влияние бюджетных операций на ликвидность банковского сектора.

--------------------------------

<7> В соответствии с бюджетным правилом предельный объем расходов федерального бюджета определяется при базовых нефтегазовых доходах, рассчитанных на равновесных ценах на нефть 60 долларов США за баррель и газ 250 долларов США за тысячу куб. м.

Оттоку ликвидности из банков в 2025 - 2027 годах будет способствовать увеличение объема наличных денег в обращении. Базовый прогноз Банка России предполагает постепенное снижение доли наличных денег в объеме денежной массы, в том числе за счет дальнейшего расширения практики использования безналичных расчетов. Кроме того, обязательные резервы банков будут расти в соответствии с общим увеличением широкой денежной массы.