Банк России продолжит развитие платежной системы Банка России (ПС БР) в направлении ежедневной и круглосуточной доступности для банков и их клиентов сервиса осуществления срочного и несрочного перевода денежных средств.
При переходе на новый формат работы ПС БР предполагается изменение графика операций предоставления и абсорбирования ликвидности. Планируемые изменения позволят повысить возможности банков по управлению ликвидностью. В результате возрастет устойчивость всего финансового сектора к резким изменениям уровня ликвидности.
Кроме того, запланировано создание единого пула активов - ценных бумаг и прав требования по кредитным договорам. Это позволит банкам в начале нового операционного дня использовать для проведения платежей клиентов весь доступный объем внутридневного кредита, то есть использовать обеспечение, доступное для любых кредитов центрального банка. При этом подходы к управлению ликвидностью банков и механизмы предоставления средств останутся прежними. Банк России начал обсуждение предлагаемых изменений с банковским сообществом и продолжит его со всеми заинтересованными сторонами. По итогам этого обсуждения Банк России примет решение о параметрах своих операций.
В 2024 году Банк России продолжил пилотирование операций с цифровым рублем. По итогам будет принято решение о его введении. Появление третьей формы национальной валюты - цифрового рубля - скажется на состоянии ликвидности банковского сектора (см. приложение 8 "Влияние цифрового рубля на денежно-кредитную политику"). Однако это влияние будет ограниченным и растянутым во времени. Спрос населения и организаций на цифровой рубль Банк России будет учитывать при проведении операций предоставления и абсорбирования ликвидности, чтобы поддержать ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки. В части применения обязательных резервных требований предусмотрено включение остатков счетов цифрового рубля кредитных организаций (наряду с наличными средствами в их кассах) в величину средств, исключаемых при расчете размера обязательных резервов в валюте Российской Федерации. Они будут исключаться в пределах 25% от размера обязательных резервов в рублях, рассчитанного до его уменьшения на указанную величину. Эта норма вступит в силу 01.01.2025. Введение цифрового рубля не повлияет на операционную процедуру Банка России, могут измениться только объемы и направленность операций Банка России.
В дальнейшем Банк России рассмотрит возможность включения обязательств по выпущенным цифровым финансовым активам в состав резервируемых обязательств кредитных организаций по аналогии с другими инструментами привлечения средств.
Банк России планирует проработать вопрос создания отдельного экстренного механизма предоставления ликвидности участникам финансового рынка, не являющимся кредитными организациями. Такой механизм будет носить антикризисный характер и запускаться Банком России на ограниченный период времени. Проведение таких операций предполагается организовать на базе биржевой инфраструктуры.
В 2024 году Банк России достигал операционную цель денежно-кредитной политики
Операционная процедура Банка России является эффективной с точки зрения достижения целей денежно-кредитной политики: с одной стороны, ставки денежного рынка остаются вблизи ключевой ставки, что составляет операционную цель денежно-кредитной политики Банка России; с другой стороны, Банк России формирует стимулы для кредитных организаций заключать сделки на денежном рынке.
В 2024 году однодневные ставки денежного рынка находились преимущественно в нижней половине процентного коридора. Среднее отклонение ставки RUONIA от ключевой ставки Банка России (спред) в январе - сентябре 2024 года составило -23 базисных пункта. Это соответствует среднему значению за 2023 год. При этом волатильность спреда за январь - сентябрь 2024 года возросла до 33 б.п. (за 2023 год: 28 б.п.).
В начале 2024 года структурный профицит ликвидности заметно вырос и в среднем за январский период усреднения обязательных резервов (ПУ) <4> составил 1,7 трлн рублей. Это было связано с притоком бюджетных средств и сезонным возвратом наличных денег в банки. Однако, в отличие от прошлого года, эта ликвидность довольно быстро распределилась между кредитными организациями. В результате банки выполнили усреднение обязательных резервов (ОР) более равномерно, чем в декабре. Кроме того, вырос спрос в сегменте репо Московской Биржи. Это привело к тому, что спрос заемщиков на средства овернайт в сегменте МБК был более предсказуемым. Поэтому уже в январском ПУ отрицательный спред RUONIA к ключевой ставке сузился и составил в среднем - 10 б.п. (в декабрьском ПУ <5>: - 45 б.п.).
--------------------------------
<4> Январский ПУ - с 17.01.2024 по 23.02.2024.
<5> Декабрьский ПУ 2023 года - с 13.12.2023 по 16.01.2024.
С февральского ПУ, несмотря на начавшееся сокращение профицита ликвидности, средний спред расширился. Это было вызвано отменой с 1 марта 2024 года послаблений по нормативу краткосрочной ликвидности (НКЛ). К этому моменту не все системно значимые кредитные организации (СЗКО) смогли привести структуру своих балансов в соответствие с нормативными требованиями. Поэтому трансформация балансов банков продолжилась и после 1 марта. Для выполнения НКЛ банки увеличили объемы заимствований на денежном рынке на сроки свыше овернайт и привлечение кредитов Банка России (подробнее см. врезку 9 "Влияние НКЛ на операции банков и ситуацию на денежном рынке"). Это в свою очередь снизило их потребность в краткосрочных заимствованиях в сегменте МБК и оказало понижательное давление на RUONIA. По мере адаптации банковского сектора к новым регуляторным требованиям спред сужался и уже в майском ПУ составил в среднем - 7 базисных пунктов.
В июньском ПУ на временный рост волатильности и расширение спреда повлияло плановое сокращение доступной величины безотзывной кредитной линии (БКЛ).
Значимым фактором формирования ликвидности в 2024 году, как и в предыдущие годы, были операции бюджета. В январе они привели к росту структурного профицита ликвидности, поскольку через бюджетные расходы, а также депозиты и репо ФК в банки продолжили поступать средства, которые были зачислены на бюджетные счета в Банке России еще в декабре прошлого года. Тогда была конвертирована часть средств ФНБ, в том числе 2,9 трлн рублей сверх бюджетного правила. Однако одновременно с этим с января Банк России возобновил проведение операций на внутреннем валютном рынке, связанных с пополнением и использованием средств ФНБ, в том числе с учетом всех операций, осуществленных со средствами ФНБ в 2023 году. При этом если зеркалирование текущих операций Минфина России в рамках бюджетного правила оказывало нейтральное влияние на ликвидность, то отложенные операции приводили к оттоку ликвидности из банковского сектора (см. врезку 6 "Операции Банка России на валютном рынке"). В результате с февральского ПУ профицит постепенно снижался.
В 2024 году ФК продолжило совершенствовать и активно использовать инструменты размещения временно свободных бюджетных средств в кредитных организациях. Так, использовался механизм размещения средств на длительный срок на банковских пополняемых депозитах, возросло использование операций по размещению остатков на счетах до востребования. В результате средний остаток на едином казначейском счете (ЕКС) в Банке России снизился и стал более стабильным. Депозиты и репо ФК позволяют как компенсировать оттоки средств, которые банки перечисляют на ЕКС в форме налогов, дивидендов, покупки ОФЗ и других платежей в бюджет, так и снизить влияние притоков в виде расходов. Это делает влияние бюджетных операций на ликвидность более предсказуемым и менее волатильным.
--------------------------------
<*> Без учета купонных выплат.
<**> Без учета операций по депозитам и репо ФК и операций Минфина России с ОФЗ, включая операции Минфина России по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и прочие операции.
Еще одним фактором, обусловившим приток ликвидности в банковский сектор в первом полугодии 2024 года, стал возврат наличных денег в банки. Это связано с общей нормализацией спроса на наличные деньги, а также с сохранением привлекательных ставок по депозитам.
В целом доля наличных денег в общем объеме денежной массы с начала года снизилась к началу сентября на 1,6 п.п., до 15,8%.
Обязательные резервы, которые кредитные организации должны поддерживать в Банке России, в январе - сентябре возросли на 0,5 трлн рублей. Причиной тому был рост объема депозитов в банках и, как следствие, резервируемых обязательств. Это увеличило спрос кредитных организаций на ликвидность Банка России. Итоги регулирования ОР за август показали, что доля обязательств в рублях возросла до 88% резервируемых обязательств, в валютах дружественных стран - до 6%.
Банк России в 2024 году проводил основные операции в форме депозитных аукционов для абсорбирования избыточной ликвидности. По мере сокращения профицита ликвидности в банковском секторе Банк России снижал лимиты депозитных аукционов. Однако после отмены послаблений по НКЛ банки начали активно привлекать кредиты постоянного действия, и Банк России, чтобы абсорбировать этот приток ликвидности, вновь увеличил лимиты депозитных аукционов.
Кроме того, в 2024 году банки сохраняли спрос на депозиты Банка России постоянного действия. Эти операции также учитываются при определении лимитов на аукционах Банка России, поэтому не влияют на достижение операционной цели денежно-кредитной политики. При этом спрос на двусторонние операции постоянного действия, то есть одновременно и на кредиты, и на депозиты центрального банка, ограничивает объем денежных средств, которые могут быть распределены на денежном рынке. Однако разница в процентных ставках по этим операциям, то есть ширина процентного коридора Банка России в 200 б.п., сохраняет стимулы для кредитных организаций совершать сделки друг с другом по ставкам, близким к ключевой ставке. Так, объем открытых позиций банков в сегментах МБК и репо в 2024 году продолжил увеличиваться. Активный денежный рынок помогает лучше транслировать сигналы денежно-кредитной политики в ставки в экономике и служит важным индикатором ситуации с ликвидностью в банковском секторе.
Кредитные организации с 4 марта 2024 года получили возможность досрочно возвращать средства, размещенные на депозитах в Банке России по итогам аукционов на сроки более 1 дня. На досрочно возвращаемую сумму депозита начисляются проценты, равные ставке по депозитам овернайт, применявшейся в день, за который начисляются проценты. Таким образом, кредитная организация получает доход от депозита, который она забрала досрочно, в сумме, эквивалентной плате за депозиты постоянного действия. Это позволяет банкам более гибко управлять собственной ликвидностью и иметь возможность при необходимости воспользоваться своими средствами. При этом сохраняются стимулы прибегать к досрочному возврату средств только в случае крайней необходимости. Потребность в досрочном возврате недельных депозитов в 2024 году возникала у банков лишь в отдельные периоды.
--------------------------------
<*> Требования по кредитам под нерыночные активы, которые были предоставлены до введения ОМ и ДМ.
СТРУКТУРА ОПЕРАЦИЙ БАНКА РОССИИ (СРЕДНЕЕ ЗА ПУ) <*> (ТРЛН РУБ.) |
--------------------------------
<*> Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования/обязательства Банка России перед кредитными организациями по инструментам абсорбирования избыточной ликвидности на начало операционного дня.
<**> Специализированные инструменты рефинансирования Банка России, кредиты, предоставленные Банком России в рамках безотзывных кредитных линий, операции "валютный своп" по продаже Банком России иностранной валюты за рубли.
<***> "Валютный своп" по покупке Банком России иностранной валюты за рубли.
В последний день ПУ Банк России продолжил проводить депозитные аукционы "тонкой настройки". Это позволило абсорбировать избыточную ликвидность банков и поддерживать ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки в момент, когда механизм усреднения ОР не в полной мере позволяет банкам урегулировать временные дисбалансы спроса и предложения ликвидности. Кроме того, проведение депозитных аукционов "тонкой настройки" в другие дни ПУ поддерживало ставки денежного рынка в ситуациях, когда на поведение заемщиков и кредиторов оказывали влияние их стратегии выполнения НКЛ. Так, к примеру, при уменьшении доступной величины БКЛ в течение ПУ банки могут менять свои стратегии усреднения ОР. Снижение спроса на денежном рынке под влиянием этого фактора не всегда может быть оперативно урегулировано рыночными методами. В этом случае проведение депозитных аукционов "тонкой настройки" позволяет поддержать ставки денежного рынка при временном сокращении спроса на ликвидность со стороны крупных заемщиков.
В начале 2024 года по мере поступления бюджетных средств банки оперативно снизили задолженность по кредитам Банка России. В январе - феврале средняя дневная задолженность по кредитам в рамках ОМ и ДМ предоставления ликвидности составила 0,5 трлн рублей. Однако с марта после отмены послаблений по НКЛ спрос на кредиты под залог нерыночных активов вырос. Преобладающая их часть пришлась на операции ОМ. Сложившаяся структура распределения предоставления ликвидности в рамках ОМ и ДМ отвечает целям трансформации механизма предоставления ликвидности.
Банк России в 2024 году не проводил аукционы репо на сроки 1 месяц и 1 год. При этом банки до середины июля постепенно, согласно графику, возвращали ранее привлеченные средства по годовым операциям. Аукционы длинного репо остаются в перечне инструментов денежно-кредитной политики Банка России и в случае необходимости могут быть использованы для предоставления кредитным организациям средств на длительный период.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей