Финансирование и ФНБ

Приоритетным источником покрытия структурного дефицита бюджета в ближайшие годы останутся внутренние заимствования посредством ОФЗ. Следование ранее анонсированной стратегии бюджетной нормализации и нулевого структурного первичного дефицита будет способствовать снижению инфляционных ожиданий, долгосрочных доходностей на рынке государственного долга и повысит успешность размещений ОФЗ. Использования средств ФНБ вне бюджетного правила после 2024 года не ожидается. Дополнительным фактором стимулирующего эффекта бюджетной политики будет инвестирование средств ФНБ в экономику России - суммарно более 1,5 трлн рублей в 2024 - 2027 годах. Вместе с тем масштабы размещения средств ФНБ в 2025 - 2027 годах ожидаются ниже, чем в 2022 - 2024 годах (около 0,9 - 1,0 трлн рублей ежегодно).

Таким образом, при проведении денежно-кредитной политики Банк России исходит из неизменности объявленной траектории нормализации бюджетной политики в 2024 году и в последующие годы (рис. 7.1).

ПРОГНОЗНЫЕ ИНДИКАТОРЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2011 - 2027 ГОДАХ

(% ВВП)

Рис. 7.1

00000027.jpg

--------------------------------

<*> Сплошные линии соответствуют фактическим (до 2023 года) и прогнозным (с 2024 года) ННГД и расходам в соответствии с ОНБП 2025 - 2027, пунктирные линии - прогнозным (с 2023 года) ННГД и расходам в соответствии с ОНБП 2024 - 2026.

Источники: Минфин России, Минэкономразвития России, расчеты Банка России.

Завершение безадресной программы льготного ипотечного кредитования с 01.07.2024 и ужесточение условий по семейной ипотеке улучшит трансмиссию денежно-кредитной политики и снизит процентный риск для Минфина России.

Расширение структурного первичного дефицита на 1,5 трлн рублей в 2024 году может оказать дополнительный стимулирующий эффект для совокупного спроса в 2024 - 2025 годах.

В случае реализации сценария со значительным снижением сырьевых цен, ликвидной части ФНБ хватит для нейтрализации первичного шока. Однако длительное снижение сырьевых цен с переходом на более низкое равновесие создаст риски исчерпания средств ФНБ и приведет к необходимости трансформации бюджетного правила (см. раздел 3, сценарий "Рисковый (Глобальный кризис)").