Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

I. Общие положения

1. Настоящий документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии.

Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. N 320 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования активных энергетических комплексов" по 31 декабря 2030 г. настоящий документ применяется, если иное не установлено приложением N 5 к настоящему документу.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.03.2020 N 320)

2. Понятия, используемые в настоящем документе, означают следующее:

"субъекты розничных рынков" - участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии (далее - розничные рынки), а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

"точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.05.2017 N 542)

(см. текст в предыдущей редакции)

"потребитель" - потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

"покупатель" - покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги);

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 N 47;

(см. текст в предыдущей редакции)

"производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке" - собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности), который входит в Единую энергетическую систему России, в отношении которого на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) не зарегистрированы группы точек поставки и установленная генерирующая мощность которого составляет менее 25 МВт или равна либо превышает 25 МВт и на которого не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке, с использованием которого осуществляется производство электрической энергии (мощности) с целью ее продажи на розничном рынке (нераспространение требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке подтверждается в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 (далее - Правила оптового рынка)), а также собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.2013 N 743, от 23.01.2015 N 47)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях применения настоящего документа на территориях, объединенных в ценовые и в неценовые зоны оптового рынка, к производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке в пределах объемов продажи, определяемых в соответствии с настоящим документом, также приравнивается субъект розничных рынков, соответствующий одновременно следующим условиям:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

(см. текст в предыдущей редакции)

субъект розничных рынков владеет на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего объема или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

(см. текст в предыдущей редакции)

в отношении указанных объектов по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающих устройств такого субъекта не зарегистрированы группы точек поставки на оптовом рынке;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

(см. текст в предыдущей редакции)

на субъекта розничного рынка в части указанных объектов по производству электрической энергии (мощности) не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на оптовом рынке.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субъект розничного рынка в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, в пределах объемов продажи, определяемых в соответствии с настоящим документом, приравнивается к производителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке, если такой субъект владеет на праве собственности или на ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому субъекту на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего объема или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого субъекта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

(см. текст в предыдущей редакции)

"бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, потребление электрической энергии в период приостановления поставки электрической энергии по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, предусмотренных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии). Бездоговорным потреблением не признается потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2020 N 403)

(см. текст в предыдущей редакции)

в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2020 N 403)

(см. текст в предыдущей редакции)

в период заключения указанного договора в случае обращения потребителя, имеющего намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), за заключением такого договора в случае смены собственника энергопринимающего устройства и в случае заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, до завершения технологического присоединения энергопринимающих устройств при условии соблюдения сроков, установленных для предоставления гарантирующему поставщику заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (возвращения гарантирующему поставщику подписанного заявителем проекта договора (протокола разногласий, дополнительного соглашения к действующему договору, обеспечивающему продажу заявителю электрической энергии (мощности) на розничном рынке);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2020 N 403)

(см. текст в предыдущей редакции)

"безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554)

(см. текст в предыдущей редакции)

Максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя для целей определения его обязательств на розничном рынке, а также для целей отнесения его к подгруппам потребителей, в том числе и при применении гарантирующими поставщиками дифференцированных по группам (подгруппам) потребителей сбытовых надбавок, определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг), в рамках границ балансовой принадлежности в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или на ином законном основании потребителю, а в случае, если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, для этих целей максимальная мощность определяется в соответствии с указанными Правилами в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 31.07.2013 N 652; в ред. Постановления Правительства РФ от 17.09.2018 N 1096)

(см. текст в предыдущей редакции)

В настоящем документе:

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1446)

отдельными частями ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, являются территории, предусмотренные приложением N 3 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности";

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1446)

отдельными частями ценовых зон оптового рынка, ранее относившимися к технологически изолированным территориальным электроэнергетическим системам, для которых Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, являются территории, предусмотренные приложением N 4 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности".

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1446)

Иные понятия, используемые в настоящем документе, имеют значения, определенные Федеральным законом "Об электроэнергетике", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Субъектами розничных рынков являются:

потребители;

исполнители коммунальной услуги;

гарантирующие поставщики;

энергосбытовые, энергоснабжающие организации;

производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках;

системообразующие территориальные сетевые организации и иные сетевые организации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2024 N 1195)

(см. текст в предыдущей редакции)

субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющий оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике на розничных рынках, - системный оператор электроэнергетических систем России (далее - системный оператор, субъект оперативно-диспетчерского управления);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2023 N 940)

(см. текст в предыдущей редакции)

агрегаторы управления изменением режима потребления электрической энергии.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)

4. В случае если организация - субъект розничного рынка совмещает деятельность по производству электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее продаже и (или) в установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике случаях совмещает деятельность по продаже электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее передаче (энергоснабжающая организация), то к отношениям такой организации, связанным с осуществлением каждого из указанных видов деятельности, применяется настоящий документ в части, регулирующей соответствующий вид деятельности. Энергоснабжающая организация, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства, в отношении которых с ней расторгнут договор энергоснабжения, обязана по заявлению обратившегося к ней лица заключить с ним договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении таких энергопринимающих устройств.

Гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями.

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в случаях приобретения ими электрической энергии (мощности) для собственных производственных нужд выступают как потребители.

Сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.

Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.

5. На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке:

электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам;

электрическая энергия (мощность) на розничных рынках, в том числе произведенная на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах (далее - квалифицированные генерирующие объекты), продается производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по свободным нерегулируемым ценам, за исключением указанных в пункте 65(1) настоящего документа случаев продажи электрической энергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.10.2017 N 1311, от 29.08.2020 N 1298)

(см. текст в предыдущей редакции)

поставка электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также поставка электрической энергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, впервые включенных в схему и программу развития субъектов Российской Федерации до 1 мая 2021 г. (за исключением квалифицированных генерирующих объектов, отобранных по результатам конкурсных отборов, проведенных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" (далее - Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики) после 31 декабря 2020 г.), сетевым организациям, определенным в пункте 65(1) настоящего документа, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.08.2020 N 1298, от 30.12.2022 N 2556)

(см. текст в предыдущей редакции)

электрическая энергия (мощность), произведенная на объектах микрогенерации, продается гарантирующему поставщику по нерегулируемым и регулируемым ценам (тарифам) в установленном настоящим документом порядке;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.03.2021 N 299)

поставка электрической энергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, отобранных в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики после 31 декабря 2020 г., а начиная с 1 января 2023 г. - также отобранных по результатам конкурсных отборов, проведенных в соответствии с разделом XV настоящего документа, осуществляется по ценам, определенным в договорах, заключаемых с такими сетевыми организациями в соответствии с пунктом 65(1.2) настоящего документа.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.08.2020 N 1298; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 N 2556)

(см. текст в предыдущей редакции)

На территориях субъектов Российской Федерации, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность), за исключением случаев, установленных настоящим документом, продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном настоящим документом порядке.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.08.2024 N 1191)

(см. текст в предыдущей редакции)

На территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, продажа электрической энергии (мощности) по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии (мощности), указанным в абзаце втором пункта 116 настоящего документа, осуществляется по свободным (нерегулируемым) ценам.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.08.2024 N 1191)

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 47)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию в порядке, определенном настоящим документом, у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Производители электрической энергии (мощности), не являющиеся субъектами розничных рынков, не вправе продавать на розничных рынках электрическую энергию (мощность), продажа которой в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике возможна только на оптовом рынке.

Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, за исключением случаев, указанных в пункте 58 настоящего документа, покупают электрическую энергию (мощность) на оптовом или розничных рынках с использованием тех же точек поставки, в которых ими осуществляется продажа электрической энергии (мощности) на розничном рынке обслуживаемым потребителям (покупателям).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.07.2017 N 810)

(см. текст в предыдущей редакции)

Потребители оказывают услуги по изменению режима потребления электрической энергии на основании заключаемых с агрегаторами управления изменением режима потребления электрической энергии договоров оказания услуг по изменению режима потребления электрической энергии. По договору оказания услуг по изменению режима потребления электрической энергии потребитель обязуется осуществлять комплекс организационно и (или) технологически связанных действий, направленных на обеспечение готовности к изменению режима потребления электрической энергии объекта регулирования потребления электрической энергии потребителя розничного рынка, а также непосредственно на изменение режима потребления электрической энергии такого объекта в требуемый период времени в установленном договоре объеме, а агрегатор управления изменением режима потребления электрической энергии обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.04.2024 N 461)

Договоры, заключенные с нарушением установленных настоящим документом требований к их заключению и (или) содержащие условия, не соответствующие настоящему документу, могут быть признаны недействительными полностью или в какой-либо части в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации и иные собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, а также собственники и иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии (мощности), субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к обеспечению надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качеству устанавливаются Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и нормативными правовыми актами Министерства энергетики Российской Федерации, содержащими требования, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2017 г. N 244 "О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Потребители обязаны организовать и осуществлять эксплуатацию принадлежащих им электроустановок в соответствии с требованиями документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в том числе правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также в пределах своих обязанностей по выполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, требований технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям и обязательств по заключенным ими договорам при осуществлении своей деятельности обеспечивать соблюдение параметров надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества, обусловленных работой принадлежащих им объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств.

Субъекты электроэнергетики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, несут ответственность за нарушение требований к обеспечению надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества в пределах своих обязательств в соответствии с условиями, указанными в заключенных ими договорах, за исключением случаев, если такие нарушения обусловлены исключительно работой энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии при невыполнении им своих обязательств и (или) обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности в сфере электроэнергетики и качества электрической энергии.

Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги по электроснабжению за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения отклонения показателей надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2024 N 55)

(см. текст в предыдущей редакции)

7(1). В случае нарушения требований к обеспечению надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества потребители вправе обратиться к сетевой организации, с которой такими потребителями заключены договоры оказания услуг по передаче электрической энергии, или к гарантирующему поставщику (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), с которым заключены договоры энергоснабжения или договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению.

Обращение направляется через официальный сайт гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации) или сетевой организации в сети "Интернет", личные кабинеты либо иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

Гарантирующие поставщики (энергосбытовые (энергоснабжающие) организации) и сетевые организации должны обеспечивать прием обращений потребителей электрической энергии, связанных с нарушением требований к обеспечению надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества.

Обращение потребителя электрической энергии, связанное с нарушением требований к обеспечению надежности снабжения потребителей электрической энергией и ее качества, в обязательном порядке должно содержать:

для потребителей электрической энергии - физических лиц - фамилию, имя, отчество (при наличии) и место жительства, дату и место рождения гражданина, серию и номер документа, удостоверяющего личность;

для потребителей электрической энергии - юридических лиц - полное и сокращенное (при наличии) наименование;

номер договора энергоснабжения (лицевого счета физического лица), договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению (лицевого счета физического лица), договора оказания услуг по передаче электрической энергии;

адрес энергопринимающего устройства;

время нарушения требований к обеспечению надежности снабжения электрической энергией и ее качества;

реквизиты и контактные данные потребителей электрической энергии (номер телефона, адрес электронной почты);

предпочтительный способ получения ответа (через личный кабинет, посредством электронной почты, передачи потребителю электрической энергии коротких текстовых сообщений, а также посредством реализации иных способов, предусмотренных договором энергоснабжения, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, договором оказания услуг по передаче электрической энергии);

требования потребителя.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов потребители электрической энергии прилагают к обращению документы и материалы либо их копии.

В случае получения гарантирующим поставщиком (энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией) обращения потребителя электрической энергии, связанного с нарушением требований к обеспечению надежности снабжения электрической энергией и ее качества, копия такого обращения, а также приложенные к нему документы в форме электронных документов или электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), подписанных (заверенных) усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), в течение 2 рабочих дней после их получения направляются сетевой организации, с которой заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах такого потребителя.

На основании поступившего обращения потребителя электрической энергии гарантирующий поставщик (энергосбытовая (энергоснабжающая) организация) и сетевая организация в течение 15 рабочих дней со дня поступления обращения потребителя электрической энергии проводят проверку изложенных в обращении фактов.

Сетевая организация, в том числе (при необходимости) с участием иных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются в процессе передачи электрической энергии для нужд энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, при получении обращения потребителя электрической энергии, в том числе полученного от гарантирующего поставщика (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), осуществляет проверку по фактам, изложенным в соответствующем обращении, и не позднее одного рабочего дня со дня истечения срока, указанного в абзаце четырнадцатом настоящего пункта, направляет потребителю или гарантирующему поставщику (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации) ответ на обращение, содержащий решение об удовлетворении требований потребителя в связи с признанием факта нарушения требований к обеспечению надежности снабжения электрической энергией и ее качества либо мотивированное решение об отказе в удовлетворении требований потребителя в связи с отсутствием такого факта.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая (энергоснабжающая) организация) направляет ответ по существу обращения указанного потребителя в соответствии с предпочтительным способом получения ответа, указанным в его обращении, не позднее 2 рабочих дней со дня получения ответа от сетевой организации.

(п. 7(1) введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2024 N 55)

7(2). В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о запрете на осуществление майнинга цифровой валюты (в том числе участие в майнинг-пулах) в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней после дня официального опубликования указанного решения извещает потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены на указанных территориях, путем опубликования информации о введении такого запрета с указанием территорий, на которых вводится такой запрет, в официальном печатном издании, в котором публикуются правовые акты органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - официальное печатное издание), и в электронных средствах распространения информации (в том числе с использованием сети "Интернет").

(п. 7(2) введен Постановлением Правительства РФ от 01.11.2024 N 1479)

8. Действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.

8(1). Для целей настоящего документа под уведомлением понимается вручение уведомления лицу, которому оно адресовано, или его направление такому лицу одним из следующих способов (за исключением случаев, когда для отдельных видов уведомлений прямо предусмотрены иные способы):

а) заказное почтовое отправление - если адресатом является гражданин, то уведомление отправляется по адресу регистрации гражданина или месту жительства, или по адресу, который гражданин указал сам в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии), или, если адресатом является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то уведомление отправляется по адресу, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или едином государственном реестре юридических лиц, или по адресу, указанному индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствующем договоре. Уведомления, направленные по указанным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу, по истечении контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.09.2024 N 1227)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) включение текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

в) электронная почта - по адресу электронной почты, который указан в соответствующем договоре. При этом уведомление считается полученным в момент его направления;

г) направление короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи абонентский номер (далее - номер мобильного телефона), который указан в соответствующем договоре. При этом уведомление считается полученным в момент его направления;

д) факсимильная или другие телекоммуникационные каналы связи - при условии наличия возможности достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано. При этом уведомление считается полученным в момент его направления.

(п. 8(1) введен Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 554)