Общие положения

1. Субсидии из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным индивидуальным предпринимателям и организациям, на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, строительство жилья, по льготной ставке (далее - субсидии) предоставляются уполномоченным банкам в целях возмещения недополученных ими доходов по льготным кредитам, выданным на:

а) строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры (внешних инженерных сетей, обеспечивающих снабжение зданий, объектов, сооружений тепловой энергией, водой и водоотведением, электрической энергией с применением энергосберегающих технологий; системы вентиляции и кондиционирования, газоснабжения, сигнализации, связи, наружного освещения), включая технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и (или) газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, расположенных на сельских территориях (сельских агломерациях);

б) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения с твердым покрытием (за исключением внутриплощадочных дорог), включая земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), и дорожных сооружений, являющихся их технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог), расположенных на сельских территориях (сельских агломерациях) и переданных в аренду концессионеру по концессионному соглашению с целью их последующей эксплуатации;

в) строительство жилых помещений (создание объектов индивидуального жилищного строительства) на сельских территориях (сельских агломерациях) по договору подряда с подрядной организацией в территориальной зоне, предназначенной для застройки среднеэтажными 2-квартирными и многоквартирными жилыми домами высотой до 5 жилых этажей, или приобретение земельного участка на сельских территориях (сельских агломерациях) и строительство на нем указанных жилых помещений по договору подряда с подрядной организацией в целях последующей их реализации заемщиком работникам заемщика и (или) передачи в аренду или пользование объектов недвижимого имущества работникам заемщика. Условиями договора подряда должно быть предусмотрено завершение строительства жилых помещений (включая приобретение земельного участка, создание многоквартирных домов высотой до 5 жилых этажей и объектов индивидуального жилищного строительства) в срок, не превышающий 24 месяцев со дня выдачи льготного кредита;

г) строительство по договору подряда с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки, многоквартирных жилых домов, высотой до 5 этажей, общежитий на сельских территориях (сельских агломерациях) или приобретение земельного участка на сельских территориях (сельских агломерациях) и строительство на нем указанных в настоящем абзаце объектов по договору подряда с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях последующей их реализации заемщиком работникам заемщика и (или) передачи в аренду и (или) пользование работникам заемщика. Условиями кредитного договора должно быть предусмотрено завершение строительства указанных в настоящем абзаце объектов в срок, не превышающий 24 месяцев со дня выдачи льготного кредита;

д) строительство объектов социальной инфраструктуры по договору подряда с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предназначенных для предоставления населению услуг дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, медицинских услуг, объектов физической культуры и спорта, культуры, социального обслуживания на сельских территориях (сельских агломерациях);

е) строительство, приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию газо-поршневых установок (электростанций), которые изготовлены на территории Российской Федерации. Кредитный договор, в соответствии с которым получен льготный кредит на цели, предусмотренные настоящим подпунктом, должен предусматривать обязательство заемщика по ежегодному предоставлению в уполномоченный банк, начиная со дня истечения 12 месяцев с даты ввода в эксплуатацию газо-поршневых установок (электростанций), но не позднее 36 месяцев (включительно), со дня заключения такого кредитного договора, информации о снижении стоимости единицы электроэнергии для заемщика, по сравнению с тарифом на электроэнергию.

Предоставление льготных кредитов на цели, указанные в абзаце первом настоящего подпункта, осуществляется при условии, что заемщик является сельскохозяйственным товаропроизводителем (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими производство и (или) первичную, и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию в соответствии с перечнем, утвержденным в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей составляет не менее 70 процентов за календарный год (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой сельскохозяйственной продукции, а также продукции ее переработки).

2. Субсидии предоставляются уполномоченным банкам по кредитным договорам, заключенным:

в 2020 году в размере 100 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на каждую дату начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору;

в 2021 году и последующих годах в размере 90 процентов ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на каждую дату начисления уполномоченным банком процентов по кредитному договору.

Период субсидирования начинается со дня выдачи заемщику льготного кредита или со дня заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, в том числе по льготным кредитам с применением расчетов по аккредитивам, но не ранее 1 января 2020 г.

При предоставлении льготного кредита с применением расчетов по открываемым в уполномоченном банке безотзывным аккредитивам размер субсидии на период действия аккредитива не может быть больше суммы процентов, взимаемых уполномоченным банком с заемщика по кредитному договору в период действия аккредитива (но не выше размера субсидии, указанной в абзацах первом и втором настоящего раздела).

Субсидии также предоставляются на цели, указанные в пункте 1 раздела "Иные условия", с применением расчетов по открываемым в уполномоченном банке безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт получения заемщиком имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг).

Субсидии предоставляются ежемесячно в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 раздела "Иные условия".

3. Льготный кредит, предоставленный на цели, установленные в подпунктах "а" - "д" пункта 1 раздела "Иные условия", должен предусматривать обязательство заемщика по созданию в период срока кредитования, но не позднее второго года кредитования, новых постоянных рабочих мест на сельской территории (сельской агломерации), на которой зарегистрирован заемщик либо его обособленное подразделение в период срока действия кредитного договора в количестве не менее:

1 рабочего места - при сумме кредита до 5 млн. рублей;

2 рабочих мест - при сумме кредита от 5 млн. рублей до 10 млн. рублей;

5 рабочих мест - при сумме кредита от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей;

10 рабочих мест - при сумме кредита от 20 млн. рублей до 50 млн. рублей;

15 рабочих мест - при сумме кредита от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

20 рабочих мест - при сумме кредита от 100 млн. рублей до 200 млн. рублей;

30 рабочих мест - при сумме кредита от 200 млн. рублей включительно.

4. Заемщик самостоятельно принимает решение о выборе уполномоченного банка, соответствующего требованиям настоящего Решения, для получения льготного кредита.

Заемщик, претендующий на получение льготного кредита, представляет в уполномоченный банк документы в соответствии с требованиями уполномоченного банка.

Уполномоченный банк рассматривает возможность предоставления льготного кредита в соответствии с правилами и процедурами, принятыми в уполномоченном банке.

5. Основанием для отказа в предоставлении субсидии уполномоченному банку является в том числе невозможность предоставления субсидии в текущем финансовом году в связи с недостаточностью лимитов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 раздела "Иные условия".

В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии уполномоченный банк вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения документов об отказе в предоставлении субсидии повторно представить заявку с уточняющими сведениями и документами в соответствии с разделом 4 "Направления финансирования" настоящего Решения.

6. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии, основанием для которого явился недостаток бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 раздела "Иные условия", условия по льготным кредитным договорам в части платы за пользование льготным кредитом могут быть изменены уполномоченным банком в порядке и случаях, которые предусмотрены кредитным договором и (или) законодательством Российской Федерации. При этом изменение ставки в отношении льготного кредита не может превышать размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения дополнительного соглашения об изменении ставки по кредитному договору.

7. Субсидии предоставляются уполномоченным банкам по кредитным договорам заемщиков, включенных в реестр кредитных договоров, при исключении заемщика из реестра кредитных договоров субсидии по данному кредитному договору не предоставляются, при этом условия по льготным кредитным договорам в части стоимости выдаваемого льготного кредита могут быть изменены уполномоченным банком в порядке и случаях, которые предусмотрены кредитным договором и (или) законодательством Российской Федерации. При этом изменение ставки в отношении льготного кредита не может превышать размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения дополнительного соглашения об изменении ставки по кредитному договору.

8. Ведение реестра кредитных договоров осуществляется уполномоченным банком в порядке, установленном пунктами 14 - 30 раздела "Иные условия".

9. Проверку целевого использования льготного кредита осуществляет уполномоченный банк согласно кредитному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При предоставлении льготного кредита для выплаты авансов в счет оплаты приобретаемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) срок поставки имущества (выполнения работ, оказания услуг) не должен превышать срок данного льготного кредита.

При предоставлении льготного кредита с применением расчетов по открываемым в уполномоченном банке безотзывным аккредитивам, содержащим условие об осуществлении платежа при представлении в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт получения заемщиком имущества (принятия им результатов выполненных работ, оказанных услуг), срок исполнения такого аккредитива не должен превышать срок льготного кредита. В случае неисполнения аккредитива в течение срока льготного кредита уполномоченный банк осуществляет возврат субсидии в размере, соответствующем размеру субсидии, перечисленной уполномоченному банку для возмещения им недополученных доходов по льготному кредиту (части кредита).

10. Предоставленные уполномоченным банком заемщику средства льготного кредита в соответствии с кредитным договором не могут быть размещены на депозитах, а также в иных финансовых инструментах, за исключением финансовых инструментов, используемых уполномоченным банком для обеспечения целевого использования кредита, в том числе эскроу-счетов, счетов аккредитивов, номинальных счетов.

Механизм контроля за использованием заемщиком полученного льготного кредита на цели, установленные кредитным договором, определяется уполномоченным банком самостоятельно в соответствии с внутренними документами уполномоченного банка.

11. В целях определения размеров субсидий в очередном финансовом году, подлежащих предоставлению уполномоченным банкам, в рамках подготовки проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Министерство сельского хозяйства Российской Федерации формирует прогноз кредитования заемщиков по субъектам Российской Федерации ежегодно, до 1 июля текущего финансового года, - на очередной финансовый год.

12. Прогноз кредитования заемщиков формируется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании предложений уполномоченных банков, подготовленных на основании реестров потенциальных заемщиков. Указанные предложения на очередной финансовый год представляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно, до 1 июня текущего финансового года.

13. В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования заемщиком льготного кредита, в том числе с применением расчетов по аккредитивам, а также несоблюдения заемщиком требования, предусмотренного абзацем первым пункта 10 раздела "Иные условия", уполномоченный банк в течение 3 рабочих дней информирует Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о факте нарушения с указанием размера средств льготных кредитов, использованных не по целевому назначению, и периода их нецелевого использования.

В случае выявления уполномоченным банком нецелевого использования заемщиком льготного кредита (части льготного кредита), а также несоблюдения требования, предусмотренного абзацем первым пункта 10 раздела "Иные условия", уполномоченный банк осуществляет возврат средств в федеральный бюджет в размере, соответствующем размеру субсидии, перечисленной уполномоченному банку для возмещения им недополученных доходов по нецелевому льготному кредиту (части льготного кредита).