Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

БАС-ВТ.0.4. Приемлемые методы

(a) [Зарезервирован]

(b) Соответствие требованиям настоящего раздела и БАС-ВТ.1309(b) должно доказываться путем анализа (для БАС-ВТ, к которым применимы пункты БАС-ВТ.0.3(b) и (или) БАС-ВТ.0.3(g)) или анализа и расчета (для прочих БАС-ВТ) вероятностей возможных видов отказов функциональных систем и оценки влияния этих отказов на безопасность полета. Такая оценка должна проводиться для каждой системы отдельно и во взаимосвязи с другими системами и (при необходимости) подкрепляться наземными и (или) летными испытаниями, испытаниями на пилотажном стенде или другими видами стендовых испытаний, расчетом или моделированием.

(1) Анализ должен включать в себя возможные виды отказов (в том числе вероятные сочетания видов отказов в различных системах), оценку вероятностей этих видов отказов, последствия для БАС-ВТ, в том числе для находящихся на борту людей, с учетом этапа полета, условий эксплуатации и внезапности для внешнего экипажа возникновения соответствующего отказного состояния, требуемые действия по парированию, возможность обнаружения отказа, процедуры контроля состояния и обслуживания БАС-ВТ.

(2) При анализе конкретных систем может быть учтен опыт эксплуатации аналогичных систем.

(c) [Зарезервирован]

(d) [Зарезервирован]

(e) [Зарезервирован]

(f) [Зарезервирован]

(g) Отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) может быть отнесено к событиям практически невероятным, если выполняется одно из следующих условий:

(1) Указанное состояние возникает в результате двух и более независимых последовательных отказов различных элементов рассматриваемой системы или взаимодействующих с ней систем с вероятностью менее 10-9 на час полета по типовому профилю; или

(2) Указанное состояние является следствием конкретного механического отказа (разрушения, заклинивания, рассоединения) одного из элементов системы и Разработчик может обосновать практическую невероятность такого отказа, используя для доказательства:

(i) Анализ схемы и реальной конструкции.

(ii) Статистическую оценку безотказности подобных конструкций за длительный период эксплуатации (при наличии необходимых данных).

(iii) Результаты испытаний по установлению назначенного ресурса соответствующих элементов согласно требованиям разделов НЛГ БАС-ВТ или установления других ограничений контролируемых параметров допустимого предотказного состояния.

(iv) Анализ принципов контроля качества изготовления и применяемых конструкционных материалов в серийном производстве, а также стабильности технологических процессов.

(v) Анализ предусмотренных эксплуатационной документацией средств, методов и периодичности технического обслуживания.

Примечание: В тех случаях, когда рассматривается конкретный короткий этап (участок) полета, его продолжительность может учитываться при оценке вероятности единичных и множественных отказов.

(h) Для доказательства соответствия БАС-ВТ требованиям пункта БАС-ВТ.0.3(c)(2) должно быть дополнительно выполнено одно из следующих условий:

(1) Отказное состояние (вид отказа системы) возникает в результате сочетания двух и более независимых последовательных отказов;

(2) Отказное состояние может быть отнесено к практически невероятным в соответствии с пунктом БАС-ВТ.0.3(g)(2);

(3) Отказное состояние является следствием конкретного механического отказа типа заклинивания одного из элементов системы и может быть отнесено к событию не более частому, чем крайне маловероятное, на основании анализа принятых конструктивных решений и результатов опыта эксплуатации аналогичных конструкций, учитывающего используемые принципы контроля качества изготовления и применяемые конструкционные материалы в серийном производстве, стабильность технологических процессов, а также предусмотренные эксплуатационной документацией средства, методы и периодичность технического обслуживания.

(i*) В случае, если отказное состояние (вид отказа системы) приводит к возникновению аварийной ситуации (аварийного эффекта) и не отнесено к категории практически невероятных, РЛЭ должно содержать рекомендации, позволяющие внешнему экипажу принять все возможные меры для предотвращения перехода аварийной ситуации в катастрофическую. Желательно, чтобы указанные рекомендации были проверены в летных испытаниях. В тех случаях, когда летная проверка связана с повреждениями БВС ВТ, с особо высокой степенью риска или заведомо нецелесообразна, разработанные рекомендации должны подтверждаться результатами анализа опыта эксплуатации других БАС-ВТ, близких по конструкции к сертифицируемому, или результатами соответствующих стендовых испытаний, моделирования, расчетов, испытаний на пилотажном стенде.

(j) В случае, если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к возникновению сложной ситуации (значительного эффекта) и не отнесено к категории практически невероятных, РЛЭ должно содержать указания внешнему экипажу по завершению полета в этом случае. Указания РЛЭ по действиям в сложных ситуациях должны быть проверены в летных испытаниях и не должны требовать от внешнего экипажа чрезмерных усилий и необычных приемов пилотирования. В отдельных случаях, когда конструкция БАС-ВТ и его систем не обеспечивает возможности имитации какого-либо вида отказа в летных испытаниях, допускается проверка соответствующих указаний РЛЭ путем моделирования или испытаниях на пилотажном стенде.

(k) В случае, если отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) приводит к усложнению условий полета, РЛЭ должно содержать указания внешнему экипажу по продолжению полета, методам эксплуатации систем и парированию неисправностей в полете. Если при этом отказное состояние (вид отказа системы) влияет на пилотирование, то рекомендации РЛЭ должны быть проверены летными испытаниями, моделированием или испытаниями на пилотажном стенде.