Авторотация - условия полета беспилотного воздушного судна вертолетного типа, при которых несущий винт/винты приводится в движение только воздействием воздуха, возникающим при движении летательного аппарата (самовращение несущего винта).
Автоматизированное управление - управление внешним пилотом высотой, курсом и воздушной скоростью полета БВС. Система управления полетом управляет средствами управления БВС, чтобы достигнуть заданных параметров.
Автоматическое управление - управление траекторией, скоростью и курсом полета БВС полностью бортовой системой управления полетом. Вмешательство внешнего пилота не требуется, кроме загрузки или изменения необходимого плана полета.
Беспилотная авиационная система - (unmanned aircraft system): комплекс, включающий одно или несколько беспилотных ВС, оборудованных системами навигации и связи, средствами обмена данными и целевой нагрузкой, а также наземные технические средства передачи-получения данных, используемые для управления полетом и обмена данными о параметрах полета, служебной информацией и информацией о целевой нагрузке такого или таких ВС, и канал связи со службой управления воздушным движением.
Беспилотное воздушное судно - (unmanned aircraft): воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого ВС, или выполняющее автономный полет по заданному предварительно маршруту.
Вертолет - винтокрылый летательный аппарат с несущим винтом/винтами, горизонтальный полет которого производится только за счет работы несущего винта/винтов, приводимого в движение двигателем/двигателями.
БВС-ВТ - воздушное судно тяжелее воздуха, полет которого осуществляется за счет подъемной силы, создаваемой одним или несколькими несущими винтами.
Внешние воздействия (явления) - события, источник происхождения которых не связан с конструкцией БВС, такие, как атмосферные воздействия (например, порыв ветра, температурная инверсия, обледенение и удар молнии), состояние ВПП.
Внешний экипаж - внешний экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, один из которых является командиром беспилотного воздушного судна. Внешний экипаж может включать наблюдателя (наблюдателей), оператора целевой нагрузки и других лиц, участвующих в управлении беспилотным воздушным судном.
Вынужденная посадка - состояние, вызванное одним или комбинацией условий неисправности, которые не дают БВС возможность совершить штатную посадку на запланированную основную посадочную площадку, хотя при этом система управления полетом по-прежнему способна поддерживать управляемость и маневрирование БВС.
Значительные (существенные) - условия возникновения неисправности, которые либо сами по себе, либо в связи с возросшей нагрузкой на внешний экипаж приводят к наихудшему возможному результату в форме аварийной посадки БВС на заранее определенную площадку, для которой можно обоснованно ожидать, что будут отсутствовать серьезные повреждения; либо условия возникновения неисправности, которые потенциально могут привести к ранениям внешнего экипажа БВС или наземного персонала.
Канал передачи данных - беспроводной канал связи между одной или несколькими СВП и одним или несколькими БВС, организуемый системой приемо-передающих устройств, работающих на заданной частоте и осуществляющих устойчивый обмен данных.
Контролируемая местность - применительно к настоящим НЛГ под контролируемой местностью понимается территория, доступ на которую для посторонних лиц запрещен и контролируется организацией, эксплуатирующей БАС, или иной организацией, обеспечивающей отсутствие на территории посторонних лиц.
Конфигурация - определенное сочетание положений таких подвижных элементов, как закрылки и шасси и т.д., влияющих на аэродинамические характеристики БВС.
Линия видимости - прямая линия (без препятствий на пути ее прохождения) между передатчиком и приемником.
Станция внешнего пилота (remote pilot station) - рабочее место в составе наземной станции управления, с которого внешний пилот управляет полетом и функциональными системами беспилотного воздушного судна.
Наземный персонал - квалифицированный персонал, необходимый для выполнения наземных операций (таких как заправка и техническое обслуживание БВС-ВТ) таким образом, как они описаны в Руководстве по летной эксплуатации или в Руководстве по технической эксплуатации.
Незначительные (несущественные) - условия возникновения неисправности, которые несущественно снижают уровень безопасности БВС-ВТ и включают в себя действия внешнего экипажа БАС, которые вполне могут быть осуществимы и реализованы. Эти условия могут включать в себя небольшое уменьшение резерва безопасности или функциональных возможностей БВС-ВТ, а также незначительное увеличение нагрузки на внешний экипаж БАС.
Несущий винт - винт, создающий основную подъемную силу.
Нормы летной годности - требования к конструкции и характеристикам авиационной техники, направленные на обеспечение безопасности полетов.
Одобрение - подтверждение соответствия конкретного юридического лица.
Ожидаемые условия эксплуатации - условия, которые известны из практики или возникновение которых можно с достаточным основанием предвидеть в течение срока службы беспилотного воздушного судна с учетом его назначения. Эти условия включают в себя параметры состояния и факторы воздействия на беспилотное воздушное судно внешней среды, эксплуатационные факторы, влияющие на безопасность полета.
Ожидаемые условия эксплуатации не включают в себя:
а) Экстремальные условия, встречи с которыми можно надежно избежать путем введения эксплуатационных ограничений и правил.
б) Экстремальные условия, которые возникают настолько редко, что требование выполнять Нормы летной годности в этих условиях привело бы к обеспечению более высокого уровня летной годности, чем это необходимо и практически обосновано.
Опасные - условия возникновения неисправности, которые либо сами по себе, либо в связи с возросшей рабочей нагрузкой на внешний экипаж БАС приводят к наихудшему возможному результату в форме прекращения управляемого полета по контролируемой траектории или же к совершению вынужденной посадки с потенциальной возможностью потери БВС-ВТ, хотя вполне обоснованно можно ожидать, что фатальный исход отсутствует, либо реализация условий возникновения неисправности, которые потенциально могут привести к серьезным ранениям внешнего экипажа БАС или наземного персонала.
Отказное состояние (функциональный отказ, вид отказа системы) - под отказным состоянием (функциональным отказом, видом отказа системы) понимается состояние системы в целом, характеризуемое конкретным нарушением ее функций независимо от причин, вызывающих это состояние. Влияние отказного состояния определяется на уровне каждой системы через последствия, возникающие вследствие нарушения нормального функционирования этой системы. Оно может характеризоваться и взаимным влиянием на другие существенные системы и характеристики беспилотного воздушного судна.
В качестве критериев оценки последствий отказных состояний (функциональных отказов, видов отказов системы) могут быть приняты следующие:
- Влияние на внешний экипаж БВС;
- Влияние на нагрузки экипажей ВС, находящихся в том же воздушном пространстве;
- Влияние на нагрузку служб УВД;
- Влияние на БАС с БВС, функциональные возможности и запас безопасности.
Отказные состояния (функциональные отказы, виды отказов системы) могут быть классифицированы по степени опасности их последствий следующим образом:
(a) Без последствий. Отказные ситуации, которые не влияют на риск возникновения опасной ситуации, при этом:
(1) отсутствуют воздействия на людей на земле;
(2) отсутствуют воздействия на внешний экипаж;
(3) отсутствует влияние на экипажи ВС, находящихся в том же воздушном пространстве;
(4) отсутствует влияние на службу УВД;
(5) отсутствуют воздействия, влияющие на безопасность выполнения полетов БВС.
(b) Усложнение условий полета. Отказные ситуации, которые вызывают:
(1) минимальные травмы одного или более человек на земле;
(2) незначительное увеличение нагрузки на внешний экипаж;
(3) незначительное увеличение нагрузки на экипажи ВС, находящихся в том же воздушном пространстве;
(4) незначительное увеличение нагрузки службы УВД;
(5) незначительное снижение функциональных возможностей БАС с БВС, незапланированная посадка БВС на подходящей площадке или возврат на точку старта.
(c) Сложная ситуация. Отказные ситуации, которые вызывают:
(1) средней тяжести ранения одного и более человек на земле;
(2) значительное увеличение нагрузки на внешний экипаж, физический дискомфорт;
(3) значительное увеличение нагрузки на экипажи ВС, находящихся в том же воздушном пространстве;
(4) значительное увеличение нагрузки службы УВД;
(5) значительное снижение функциональных возможностей БАС с БВС, посадка БВС на ближайшей подходящей площадке или перед собой, посадка в режиме самовращения несущего винта с возможным разрушением БВС.
(d) Аварийная ситуация. Отказные ситуации, которые вызывают:
(1) тяжелые ранения одного или более человек на земле;
(2) чрезмерное увеличение нагрузки на внешний экипаж, физическое недомогание;
(3) чрезмерное увеличение нагрузки на экипажи ВС, находящихся в том же воздушном пространстве;
(4) чрезмерное увеличение нагрузки службы УВД;
(5) невосстановимое снижение функциональных возможностей БВС с БВС, включая разрушение воздушного судна, приводящее к тяжелым ранениям одного или более человек на земле.
(e) Катастрофическая ситуация. Отказные ситуации, которые вызывают:
(1) гибель одного или более человек на земле;
(2) гибель внешнего экипажа, пассажира БВС или потеря способности экипажем управлять БВС;
(3) гибель одного члена экипажа или пассажира ВС, находящегося в том же воздушном пространстве, в случае, когда завершить безопасно полет ВС практически невозможно;
(5) неуправляемый непредсказуемый полет, с последующим разрушением воздушного судна, которое вызывает гибель одного или более человек.
Ошибка - событие, заключающееся в неправильных действиях экипажа и персонала по техническому обслуживанию.
По частоте возникновения события (отказные состояния, внешние воздействия, ошибки и др.) делятся на следующие категории:
(a) Вероятные. Могут произойти один или несколько раз в течение срока службы каждого беспилотного воздушного судна данного типа. Вероятные события подразделяются на частые и умеренно вероятные.
(b) Невероятные (редкие). Невероятные события подразделяются на две категории:
(1) Маловероятные. Вряд ли произойдут на каждом беспилотном воздушном судне в течение его срока службы, но могут произойти несколько раз, если рассматривать большое количество беспилотных воздушных судов данного типа.
(2) Крайне маловероятные. Вряд ли возникнут за весь срок эксплуатации всех беспилотных воздушных судов данного типа, тем не менее, их нужно рассматривать как возможные.
(c) Практически невероятные. Настолько невероятные, что нет необходимости считать возможным их возникновение.
Численные значения. При необходимости количественной оценки вероятностей возникновения событий могут использоваться указанные ниже величины:
Умеренно вероятные - в диапазоне 10-3 - 10-5;
Невероятные (редкие) - в диапазоне 10-5 - 10-7;
Маловероятные - в диапазоне 10-5 - 10-6;
Крайне маловероятные - в диапазоне 10-6 - 10-7;
Практически невероятные - менее 10-7.
Вероятности должны устанавливаться как средний риск на час полета, продолжительность которого равна среднему времени полета по типовому профилю. В тех случаях, когда отказ критичен для определенного этапа полета, вероятность его возникновения на этом этапе полета может быть также усреднена на час полета по типовому профилю.
Рабочая нагрузка - количество работы, назначенной или ожидаемой от лица за определенный промежуток времени.
Сертификат типа - документ, выданный Уполномоченным органом, который подтверждает соответствие БАС-ВТ требованиям Сертификационного базиса, основанного на действующих требованиях норм летной годности и требованиях экологического соответствия. Применительно к настоящим НЛГ под Сертификатом понимается одобрительный документ БАС-ВТ, на получение которого подана заявка - Сертификат типа, Одобрение главного изменения, Дополнительный сертификат типа.
Система связи - средства, которые позволяют поддерживать связь в рамках системы УВД между внешним экипажем БАС, находящимся в СВП, и службой управления воздушным движением.
Система управления полетом и передачи данных - система управления полетом включает в себя датчики, сенсоры, исполнительные механизмы, компьютеры и все иные элементы системы БВС-ВТ, которые необходимы для управления высотой, скоростью и траекторией полета БВС-ВТ. Система осуществляет прием и передачу данных на СВП.
(a) Система управления полетом может быть разделена на две части:
(1) Комплекс для управления полетом - система, которая на основе программируемого модуля управления задействует исполнительные органы управления полетом посредством выдачи необходимых сигналов.
(2) Средства контроля условий полета - датчики, сенсоры, исполнительные механизмы и все другие элементы системы БВС-ВТ (за исключением компьютера для управления полетом), которые необходимы для выдерживания заданных параметров высотой, скоростью и траекторией полета БВС-ВТ.
(b) Органы управления полетом:
(1) Основные органы управления полетом - основные органы управления полетом представляют собой такие органы управления, которые используются в системе управления полетом БВС-ВТ для непосредственного и немедленного управления по тангажу, крену, рысканию, а также для управления скоростью.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
(1) Дополнительные органы управления полетом - вторичные органы управления полетом представляют собой органы управления, отличные от основных органов управления, например, такие как органы управления тормозами колес шасси, интерцепторами, щитками.
Уполномоченный орган - Федеральное агентство воздушного транспорта, на которое Правительством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, беспилотных авиационных систем и (или) их элементов и выдача документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц, осуществляющих разработку, изготовление воздушных судов, а также другой авиационной техники;
Целевая нагрузка - оборудование, которое не является необходимым для выполнения полета, устанавливаемое на БВС-ВТ в целях выполнения назначенного полетного задания.
Эксплуатационные ограничения - условия, режимы и значения параметров, преднамеренный выход за пределы которых недопустим в процессе эксплуатации БВС-ВТ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей