4.1. Системные нарушения

4.1. Системные нарушения:

4.1.1. Нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), подпунктов 3, 4 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н (далее - Инструкция N 162н), пункта 7 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н), пункта 2 Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), пункта 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), пунктов 17 и 68 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н (далее - Федеральный стандарт N 256н), пункта 13 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 146н.

В 12% проверенных объектов контроля не соблюден порядок применения плана счетов бюджетного учета, что привело к искажению показателей бюджетной отчетности в денежном измерении.

Например:

- в ходе отнесения расходов, произведенных по оплате выполненных работ по капитальному ремонту помещений здания, монтируемый объект основных средств и расходы по его монтажу, отнесены на счет 1.401.20 "Финансовый результат экономического субъекта", а следовало отразить на счете 1.101 "Основные средства", что привело к искажению отчетных данных в "Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета", форма 0503130;

- допущено формирование первоначальной стоимости основного средства без учета затрат на монтаж, что привело к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) в части занижения показателя по строке 010 Основные средства;

- не отражена кредиторская задолженность по счету 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" по возмещению командировочных расходов раздела "Обязательства" годового Баланса (ф. 0503130) и в приложении (ф. 0503169) к годовому отчету на конец года, что привело к искажению бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

4.1.2. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, абзаца первого пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 6, частей 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 29 Федерального стандарта N 256н, пунктов 3 и 11 Инструкции N 157н, пункта 2 Инструкции N 2 162н, положений учетной политики.

В 7% проверенных объектов контроля осуществлялось несвоевременное формирование и отражение в бюджетном (бухгалтерском) учете фактов хозяйственной жизни, не приведших к недостоверности бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Например:

- объектом контроля на основании Акта о списании материальных запасов от 15 августа 2022 г. несвоевременно списаны с бюджетного учета материальные запасы, согласно установочным актам от апреля и июня 2022 года, материалы следовало списать в апреле и июне 2022 года;

- объектом контроля приняты к бухгалтерскому учету первичные (сводные) учетные документы позднее наступления факта хозяйственной жизни, а именно позже даты их получения, подтверждаемой отметкой в актах выполненных работ, от 1 до 3 рабочих дней.

4.1.3. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца второго, пятого пункта 3 Инструкции N 157н, пункта 84 Инструкции N 162н, положений Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н (далее - Методические указания N 52н).

В 2% проверенных объектов контроля установлены факты принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету документов, которыми оформлялись не имевшие места факты хозяйственной жизни.

Например:

- принятие к учету по актам о приемке выполненных работ (по форме N КС-2) фактически невыполненных объемов работ. Так в ходе осмотра (наблюдения) выявлены несоответствия в количестве фактически установленного монтажного оборудования количеству, указанному по актам о приемке выполненных работ.

4.1.4. Нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца девятого пункта 53 Инструкции N 157н.

В 3% проверенных объектов контроля допущены нарушения порядка оформления поступления нефинансовых активов, правильности отнесения ценностей к основным средствам, своевременности и правильности их оприходования.

Например:

- хозяйственные операции по принятию к бухгалтерскому учету объектов нефинансовых активов - Мобильной лаборатории и Мобильного пункта управления отражены по счету 10125000 "Транспортные средства - особо ценное движимое имущество" вместо предусмотренного счета 10124000 "Машины и оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения", что привело к отражению недостоверной информации о наличии нефинансовых активов в годовой бюджетной отчетности (Сведений о движении нефинансовых активов (ф. 0503768), приложения к Пояснительной записке к балансу учреждения (ф. 0503760);

- объектом контроля приобретена станция управления АГАВА для модернизации блочного модуля очистных сооружений питьевой воды, которая не установлена (не смонтирована) и фактически не введена в эксплуатацию, отражена по балансовому счету 101.34 "Машины и оборудование", тогда как до модернизации блочного модуля очистных сооружений питьевой воды указанную станцию управления АГАВА следовало отразить на балансовом счете 105.34 "Строительные материалы".

4.1.5. Нарушение статьи 5 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 3, 351 Инструкции N 157н, пункта 12 Инструкции N 174н.

В 2% проверенных объектов контроля допущены нарушения порядка учета нефинансовых активов на забалансовых счетах.

Например:

- объектом контроля списаны пришедшие в негодность объекты особо ценного движимого имущества с балансового учета соответствующими бухгалтерскими записями на основании Бухгалтерских справок (ф. 0504833), без одновременного отражения объектов на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" до завершения мероприятий по ликвидации (демонтажу, утилизации);

- объектом контроля не приняты к забалансовому учету на счете 10 "Обеспечение исполнения обязательств" банковские гарантии, выданные поставщикам и подрядчикам в целях обеспечения исполнения контрактов и обеспечения гарантийных обязательств, в результате чего допущено искажение данных в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, входящей в состав Баланса (ф. 0503730).

4.1.6. Нарушение части 1 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ, пункта 85(1) Инструкции N 157н.

В 2% проверенных объектов контроля допущены нарушения порядка начисления амортизации на объекты основных средств.

Например:

- неверно начислена амортизация на объекты, по которым отсутствовали права пользования, что повлекло занижение строк 100, 190, 350 граф 6, 8, завышение строки 570 граф 6, 8 Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма по ОКУД 0503130);

- неверно установлен срок полезного использования транспортных средств, что привело к занижению суммы амортизации;

- неверное отражение объектов основных средств по счетам 101.34 "Машины и оборудование", 101.36 "Инвентарь производственный и хозяйственный", что привело к неверному отражению начисленной амортизации.

4.1.7. Нарушение части 1 статьи 19 Федерального закона N 402-ФЗ.

В 5% проверенных объектов контроля установлены отсутствие обязательных реквизитов документов, заверяющих штампов и подписей ответственных исполнителей.

Например:

- в отдельных инвентарных карточках (ф. 0504031) не отражены сведения об объектах основных средств;

- допущено нарушение порядка учета инвентарного объекта, выразившееся в необеспечении нанесения инвентарного номера на приобретенные объекты имущества в установленном порядке.

4.1.8. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 4 и 5 статьи 10, статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ, пунктов 3 и 5 Методических рекомендаций N 52н, пунктов 2.8 и 2.10 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Приказ N 49).

В 3% проверенных объектов контроля нарушены общие правила проведения инвентаризации активов и обязательств, установленные Приказом 49.

Например:

- при проведении инвентаризации объекта незавершенного строительства допускались случаи неполного оформления (заполнения) реквизитов документа, в форме которого они предусмотрены, а именно: в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) ф. 0504087 отсутствуют обязательные реквизиты: "Ответственное(-ые) лицо(-а)", "Расписка ответственного лица перед началом и по окончании проведения инвентаризации", "Должность", "Подпись", "Дата", "Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной)", "Статус объекта учета", "Целевая функция актива";

- в части обязательств, возникших при заключении государственных контрактов, инвентаризация не проводилась, отсутствуют акты сверки взаиморасчетов.

4.1.9. Нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 162, пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, абзаца двадцать пятого пункта 11 Инструкции N 157н.

В 1% проверенных объектов контроля установлены факты принятия к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документов позднее наступления факта хозяйственной жизни.

Например:

- несвоевременное предоставление работником авансовых отчетов после возвращения из командировки.

Нарушение срока от 2 до 68 рабочих дней.